Постановка звука [а]
Проводится игра «Погреем ладошки».
ЗВУК [А] (автоматизация)
Произнесение изолированного звука
1. Проводится игра «Погреем ладошки».
2. Выполняется упражнение «Аня плачет».
Логопед спрашивает: «Как Аня плачет?» Ребенок отвечает: «Аня плачет: "Аа-аа-ааа...”», произнося звук тихо — громко.
3. «Кукла и куколка»
Произносить звук низким и высоким голосом.
У нас сегодня в доме суета весь день.
Плачут все кому не лень. Почему? Отчего?
Ах, спросить бы у кого! Я б спросила, да опять не будут куклы отвечать.
Будут ротик открывать и кричать, кричать кричать: «АААААААА, аааааааааа!»
4. Выполняется упражнение «Аля хочет спать».
Логопед говорит: «Покачай Алю». Ребенок выполняет инструкцию: «Спи Аля: "Аа-аа-ааа...”».
5. «Капризуля куколка»
Цель: учить произносить звук внятно, напевно. Развивать тембр голоса.
Кукла сегодня целый день капризничает и не хочет спать. Покачайте куклу, произнося: «а-а-а». почему она не хочет спать? Она маленькая и ей самой не заснуть, надо её качать. Давай по очереди качать и петь песенку.
Произнесение звука [а] в звукоподражаниях.
1. «Где меня найти?»
Кукла плачет: «А-а-а»,
Упала чашка - «Ах!»
Уколол палец - «Ай!»
2. «Танечка и Ванечка»
Танечка и Ванечка по лесу идут.
Танечка и Ванечка мамочку зовут: «Мамочка, ау-ау, слышишь, я тебя зову!»
3. «Маня прыгает по дорожке»
Маня важно так шагает. Далеко? Сама не знает.
По дорожке: «Топ-топ», через кочки - ап.
(указательным и средним пальцем по столу)
Напоили мишку чаем,
А теперь его качаем,
Бай-бай-бай!
Спать пора, засыпай.
К нам собачка пришла.
Умная собачка
С детками играет,
Очень громко лает:
«Ав-ав-ав!»
Ваня к Мане идёт
И тихонечко поёт:
«А-а-а, а-а-а!»
Позабыл он все слова.
Песню Жучка услыхала,
К деткам быстро подбежала:
«Ав-ав-ав!
Дальше вместе мы пойдём,
Скоро Маню мы найдём.
Песню вместе ей споём».
Мы в лес пойдем,
Грибов наберем,
Папу громко позовем:
"Ау, ау, ау!"
Никто не откликается,
Лишь эхо отзывается,
Тихо: "Ау, ау, ау!"
(бабу, маму, деду)
АЛ АМ АН АР АГ АС АВ АЧ
Произнесение слов со звуком [а]
1. На столе у логопеда три куклы. Логопед называет каждую из них: «Это Аня. Это Аля. Это Маня». Ребенок должен повторить имена кукол.
2. «Весёлый флажок»
В руку я флажок возьму - так, так, так.
И его я подниму - так, так, так.
С ним я смело зашагаю - так, так, вот так.
Буду я флажком махать, громко песни распевать:
«Там, там, там, там
Очень весело всем нам»
Аист, астра, акробат,
Арка, Африка, Арбат.
Назовите, детвора, свои слова со звуком [а]
Август, арбуз, артист, арфа, май, дал, шар, ура, рай, бак, два, бар, лай, сад, шаг, маг, альт, авто, арба, арык, аквариум, акваланг, автобус, астроном, абрикос, альбом, апрель, ананас, аншлаг, актёр, август, акула, алмаз, арена, атлас, аллея, астра, алфавит, азбука, ангина, армия, алтын, амбар, аист, айва, адрес, аптека, акын, афиша, атаман, авария, акация, агроном, абажур, асбест.
Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)
Длинноногий, длинноногий, он живёт на крыше дома, и летает на охоту за лягушками к болоту. (аист)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его…(арбуз)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор…(Айболит)
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё…(алфавит)
«Чудесный мешочек».
Спрятать в мешок предметы со звуком [а], доставать, называть и выделять голосом звук.
Закрепление правильного произношения звука [а] в стихах и потешках.
Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно: Папа, мама, баба, дед, Ваня, Таня и обед.
Аист крылья расправляет, Аист книгу раскрывает. В книге – буквы и слова. Аист видит букву А, И, надев очки на нос, Он читает: АБ-РИ-КОС.
Акварелью для Алёны Я арбуз нарисовал…
Аист ест большой арбуз- С виду алый, а на вкус? Он и сам не разберёт: То ли сахар, то ли мёд.
Папа-аист на трубе Мастерит гнездо себе. Будет тёплым новый дом, Мама-аист рада- Пусть живётся в доме том Дружно аистятам.
|
- А-А-А, - заплакала Алёнка. - На, - сказала ей сестрёнка. Алый цветик сорвала И Алёнушке дала! Та рада!
- Что везёшь, автомашина? - Всё что есть на букву А: Вот арбузы, апельсины, Абрикосы и айва.
Аист с нами прожил лето, А зимой гостил он где-то.
Шёл баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку. Кто её возьмёт, Тот и вон пойдёт.
На горе Арарат растёт крупный виноград.
- Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. - Топай правою ногой, Снова правою ногой, Снова левою ногой, снова левою ногой, Вот тогда придёшь домой. |
Закрепление правильного произношения звука [а] в текстах.
Это - Алик, а это - Аня. Алик большой мальчик. Он решил пойти на улицу погулять. Аня совсем маленькая девочка. Она не умеет ходить, лежит в коляске и кричит: «А-а-а». Алик сказал: «Не кричи, мы пойдём гулять вместе». На улице Алик встретил своих друзей - Асю и Алю. Ане дети очень понравились, и она весело закричала: «А-а-а!»
1. Кто из детей был большим? Назови его имя.
2. А кто был маленьким?
3. Как звали маленькую девочку?
4. Как плакала Аня? Как веселилась Аня?
«Алёша».
Антон живёт в новом доме. У Антона есть друг Алёша. Алёша с сестрой Аллой ходят в школу. Алла часто читает книги Антону и Алёше. Антон любит рисовать. Он нарисовал Алёше аиста и акулу. Алла хвалит Антона.
«Агроном».
Александр Архипович – агроном. Он выращивает в саду вкусные абрикосы и айву. На полях он вырастил хорошую пшеницу. Все амбары полны зерном. На бахчах растут арбузы. Колхозники посадили астры на клумбах. Цветут и пахнут на аллеях акации. Все гордятся агрономом.