Меню сайта
Календарь
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
АлалияЭто отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего являются повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни. Тяжелые степени алалии выражаются у детей в полном отсутствии речи или наличии лепетных отрывков слов. В более легких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма. Различают моторную и сенсорную алалию. При моторном варианте алалии нарушается развитие экспрессивной речи, что выражается затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи. При сенсорном варианте нарушения у ребенка затрудняется понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. В тяжелых случаях встречаются смешанные варианты нарушений — сенсомоторная или мотосенсорная алалия, при которых нарушается и экспрессивная, и импрессивная речь. Недоразвитие речи при алалии носит системный характер. Отмечаются нарушения всех ее компонентов: звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы, слоговая структура слова, лексика, грамматика, связная речь. • Речь ребенка с алалией крайне бедна либо отсутствует: вместо слов он произносит неясный звуковой комплекс, отдельные звукоподражания. Вместо речи малыш активно использует мимику и жесты. • Ребенок затрудняется в нахождении отдельных артикуляций, для его речи характерны замены артикуляционно спорных звуков (при афферентной моторной алалии). Ребенок также не может воспроизвести, повторить слово, фразу. Правильная артикуляция в речи закрепляется с трудом. • У ребенка страдает переключение от одной артикуляции к другой, ему трудно включиться в движение, выполнить серию движений (при эфферентной моторной алалии). В речи таких детей грубо искажена слоговая структура слов (при этом нарушения звукопроизношения отходят на второй план): замены, пропуски слогов, сокращение слов до одного слога. Могут наблюдаться персеверации (патологическое непроизвольное повторение одних и тех же элементов речи). • Словарный запас накапливается медленно, долго не используется в речевой практике. В активном словаре преобладают имена существительные. Глагольный словарь отсутствует либо представлен называнием нескольких действий. Дети не умеют пользоваться синонимами, антонимами, обобщающими словами. • Грубое нарушение грамматического строя речи: дети не используют в речи предлоги, опускают или искажают окончания слов (при изменении их по числам, падежам), не умеют согласовывать слова во фразе или в предложении. • Фразовая речь отсутствует, либо ребенок использует простую аграмматичную фразу, часто представляющую собой сочетание слов и жестов.
|