Семёнова Татьяна Геннадьевна учитель-логопед

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Алалия

Это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причи­ной алалии чаще всего являются повреждение речевых облас­тей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни. Тяжелые степени алалии выража­ются у детей в полном отсутствии речи или наличии лепетных отрывков слов. В более легких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.


Различают моторную и сенсорную алалию. При моторном ва­рианте алалии нарушается развитие экспрессивной речи, что вы­ражается затруднениями в овладении активным словарем и грам­матическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи.

При сенсорном варианте нарушения у ребенка затрудняет­ся понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. В тяжелых случаях встречаются смешанные варианты нарушений — сенсомоторная или мотосенсорная алалия, при которых наруша­ется и экспрессивная, и импрессивная речь.

Недоразвитие речи при алалии носит системный характер. Отмечаются нарушения всех ее компонентов: звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы, слоговая струк­тура слова, лексика, грамматика, связная речь.

     Речь ребенка с алалией крайне бедна либо отсутству­ет: вместо слов он произносит неясный звуковой комплекс, отдельные звукоподражания. Вместо речи малыш активно использует мимику и жесты.

     Ребенок затрудняется в нахождении отдельных арти­куляций, для его речи характерны замены артикуляционно спорных звуков (при афферентной моторной алалии). Ребе­нок также не может воспроизвести, повторить слово, фразу. Правильная артикуляция в речи закрепляется с трудом.

     У ребенка страдает переключение от одной артикуля­ции к другой, ему трудно включиться в движение, выпол­нить серию движений (при эфферентной моторной ала­лии). В речи таких детей грубо искажена слоговая структура слов (при этом нарушения звукопроизношения отходят на второй план): замены, пропуски слогов, сокращение слов до одного слога. Могут наблюдаться персеверации (пато­логическое непроизвольное повторение одних и тех же эле­ментов речи).

     Словарный запас накапливается медленно, долго не используется в речевой практике. В активном словаре преобладают имена существительные. Глагольный сло­варь отсутствует либо представлен называнием нескольких действий. Дети не умеют пользоваться синонимами, анто­нимами, обобщающими словами.

       • Грубое нарушение грамматического строя речи: дети не используют в речи предлоги, опускают или искажают       окончания слов (при изменении их по числам, падежам), не умеют согласовывать слова во фразе или в предложении.

       •    Фразовая речь отсутствует, либо ребенок использует простую аграмматичную фразу, часто представляющую     собой сочетание слов и жестов.