Семёнова Татьяна Геннадьевна учитель-логопед

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Звук М

Игра для подготовки артикуляционного аппарата.
«Кукла спит. Посидим и мы тихо, тихо». Губы плотно сомкнуты, но без напряжения, т.е. не выдвигать их вперёд и не поднимать.

Постановка звука
По подражанию. Логопед прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Ребенок ощущает вибра¬цию на щеке логопеда и воспроизводит её путём тактильного контроля через свою ладошку.

Фонетические упражнения.

М, а, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха, дом, суп, мука.
Мь, а, у, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме; мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.

Выбрать картинки со звуком[м].
- мак, муха, маска, марка
- дом, сом, альбом
-сумка, самолёт, лампа

- мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц

Закрепление правильного произношения звука [м] в звукоподражаниях.
 «Покормим птенчика».
Широко откроем рот, мама птичка нам червячка несёт –АМ!
Мама птенчика любила,
Зёрнышки ему носила.
Мама детке говорила:
«Ротик шире открывай
Ешь скорей и закрывай».

«Телёнок и корова».
Вот коровка: «Му-у, му-у!» (грубым голосом)
Вторит ей телёнок,
Маленький ребёнок:
«Му-у, му-у!» (тоненьким голоском)

- Мама, я тебя зову:                                                       Где хозяйка, не пойму?
Му-у-у.                                                                            МУ-МУ-МУ!
Страшно здесь мне одному-у-у-у,
Му-у-у-у (тихо)
- Я  к тебе бегу-у-у, бегу-у-у,(громко)
Му-у-у-у
Своей детке помогу-у-у,
Му-у-у-у

«Чудесный мешочек».
Достать игрушку, и сказать, как она кричит.
(кошка с котёнком, коза с козлёнком, корова с телёнком)

 «Козочка».
Козочка пришла, молочка принесла. Ме-ме-ме.

Ме-ме-ме! Дайте травки мне!

«Кошка».
- Киска, как тебя зовут?
- МЯУ!
- Сторожишь ты мышку тут?
- МЯУ!
- Киска, хочешь молока?
-МЯУ!
- а в приятели щенка?
- фррр!

Закрепление правильного произношения звука [м] в слогах.

Ма — мо    Ма — мо — му         ам – ом – ум –ым       
Мо — ма    My — мы — мА       ум – ом – ам – ым      
My — мы    Мо — ма — му         ым – ом – ам - ум
Мы — му    Му — ма — мы        ом – ум –ым –ам

Мя — ме — мю               Мя — мя — мя
Мя — мю — ме               Ямь — ямь — ямь
Ми — мя — мю              Ми — ми — ми
Мё — ми — мя               Имь — имь — имь
Мю — мё — ми               Ме — ме — ме
Мю — мю — мю             Емь — емь — емь

Закрепление правильного произношения звука [м] в словах.
Звук в начале слова:
Мак, маг, мал, Маша, март, маяк, маки, магазин, машина, малина, маляр, мандарин, молоко, масло, манка, марля, масса, макет, маска, марки;
мыть, мытьё, мыс, мыл,  мыло, мычит, мысли;
мот, мох, мой, мост, моток, мотор, монета, молот, монолог, море, моряк, мороз, морковь;
Мук, муть, мука, муха, мусс, музей, музыка, мулат, Мурка, муравей, мурлыкать;

Мяу, мять, мяч, мята, мятный, мягкий, мякоть, мясо, мятеж, мямля, мясорубка; мина, мигать, минута, минус, мишка, миля, Мила, милый, мир, миг, миска,
минор;
медь, медик, метать, метка, медведь, место, медуза, мешок, метель, медаль, мебель, мел,  мех, мера, меню, метла;
Мёд, мёл

- Кто нас детки крепко любит? Кто нас бережёт, голубит?
-Мама!

Звук в середине слова:

Мама, кума, Кама, дума, дома, дама, сума, зима, КАМАЗ, намазать, команда, ломать, рама, томат, Роман, комар, ромашка;
умы, кумыс, камыш, рамы;
комод, комок, дымок, немой, замок, лимон, трюмо;
кому, тому, хомут, замутить, талмуд.

Имя, замять, знамя;
домик, комик, камин, домино, витамин, замирать;
комета, камень, номер,  поменять, заметка, замена, камелия, перемена;
намёк, помёт.

Звук в конце слова:
Дом, дым, дам, вам, бам, бом, ком, сом, сам, зам, кум, шум, лом, ром, альбом, гном, налим, храм, бром, срам, крем, трюм,
 
Стечение согласных звуков в слогах и словах:
Мка, мно, мне, мни, мла, мра, мру, рма, рчма.
Умка, Томка, сумка, рюмка; много, многие, умножить, умножение;
мне, ремни,  мнение, сомнение;
камни, помни, разомни;
млад, младенец, младший;
мрак, мрачно, мрачный, мрамор;
корма, корчма.

Тме, дме, бме, вме, сме.
Отмена, отменить, отмести;
подменить, подметать;
обмен, обменять;
вместе;
мета, смелый.

Вспомнить месяцы года, в названии которых есть звук [м] (май, март)
Времена года (зима)

Выбрать имена, начинающиеся на [м] (Миша, Марк, Марина, Мирон…)

 Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.
•    Прицепившись к задней шине, Маша едет на...(машине).
•    В подполье, в каморке
     Живет она в норке,
     Серая малышка. Кто же это?   (Мышка).
•    Я залез на коня и держусь руками.
     Посмотри на … (меня), я поехал к …(маме)
•    Мама, так тебя люблю,
     Что не знаю прямо.
     Я большому кораблю
     Дам названье: …(«МАМА»)
•    Вот коровка: «Му-у-му-у-у!»
     Что ей нужно не пой…му
     Может, дать конфетку,
     Может, шоколад?
     Подскажи, я буду рад.
•    И шалить без передышки
     Целый день могли... (мартышки).
•    Мы щенка в воде и в мыле
     Два часа мочалкой...   (мыли).
•    Он всю зиму в шубе спал,
     Лапу бурую сосал,
     А проснувшись, стал реветь,
     Это зверь лесной…(медведь)
•    Наша Таня громко плачет,
     Уронила в речку... (мячик).
•    Не влезает в книжку                    
     Косолапый... (мишка).
•    Руки мыть пошла Людмила,
     Ей понадобилось …(мыло)

 Игра «Наоборот».
Взрослый просит ребенка назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука М .
Глупый — (мудрый)                              Много — (мало)
Большой — (маленький)                       Сухой — (мокрый)

Война — (мир)                                     быстро — (медленно)
Ссориться — (мириться)                        твердый — (мягкий)

Загадки.
Красная девица сидит в темнице,                         Голова на ножке,
А коса на улице. (Морковь)                                В  голове горошки. (Мак)

Целый день летает,                                              Пьёт бензин, как молоко,
Всем надоедает.                                                   Может бегать далеко.
Ночь настает,                                                       Возит грузы и людей. (Машина)
Тогда перестает. (Муха)                                            

В чёрном поле заяц белый                                 Дед в шубу одет,
Прыгал, бегал, петли делал.                               Наружу мех,
След за ним был тоже бел.                                 Путает всех. (медведь)
Кто же этот заяц?...(мел)

Зубки острые точу,                                             Зимой спит, летом ульи ворошит.
Сделать дверь в полу хочу. (мышь)                 (медведь)

Бьют его, а он не плачет,                                   Летом по лесу гуляет,
Только выше, выше скачет. (мяч)                        Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Белый камешек растаял,                                    Рогатый, а не бодается. (Месяц)
На доске следы оставил. (Мел)

Скручена, связана,                                             Голодная – мычит,
 На кол посажена,                                              Сытая – жуёт,
А по улице пляшет. (Метла).                               Всем детям молоко даёт. (Корова)

Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)

 Повтори чистоговорки.

Ма — ма — ма — дома я сама.
My — му — му — молоко кому?
Мы — мы — мы — погуляли мы.
Мы — мы — мы — прочитали книгу мы.
Мо — мо — мо — едим эскимо.
Ма-ма-ма, му-му-му - трудно жить мне одному
Ам-ам-ам, ом-ом-ом - теперь мы с мамочкой вдвоём.

Ми — ми - ми — я пою ноту ми.
Ми — ми — ми — идём сами.
Ме – ме -  ме – дайка травки мне.
Ми, мэ, ма, мо, му, — маме помогу
Ма, ма, ма, — белая зима
Ми, ми, ми, — маечку сними
Мо, мо, мо, — это эскимо
Мий, мэй, май, — веселей шагай
Ими, ими, — пальто сними
Ама, ама, — идет зима
Уму, уму, — несу суму

Закрепление правильного произношения звука [м] в предложениях.

Мама моет Машу. У мамы мак. Маня любит малину. Маленький Мук идет в магазин. У кумы маленькая сумка. Из дома идет дымок. Мама моет раму. Маня ломает замок. У дома маленький ком. У кумы маленький сом. Маня смотрит альбом. У Димы лом. Кругом мрак. В замке много мрамора. В замке маленький ключ. В сумке сом. Маша умножает. Мама моет младенца. Маша младше Вити.

У Милы медаль. Мила метает мяч. Мишка любит мёд. Миша мигает Миле. Мяч летит минуту. Мила бросила мяч метко. Миша ест мясо. В доме камин. На доме висит знамя. Комета
летит мимо домика Милы. Митя заметил камень. Комик понял намек. Митя несет знамя. У мяты мятный вкус. На улице метёт метель. Миша пьёт витамины. Медведь любит мёд. Митя рисует мелом.

Согласование сущ. с  прил.: маленькая машинка, маленькая морковка, маленький мяч…

Повтори пословицы, поговорки.

Много снега — много хлеба. Много воды — много травы.
Москва — всем городам мать.

С волками жить — по волчьи выть. Кто смел, тот и съел.

 Повтори скороговорки.

Вы малину мыли ли?                            Кот молоко лакал,
Мыли, но не мылили.                           А Боря булку в молоко макал.

Медведь не медведка,
Медведка не медведь.
 
Поведём Вениамина
К медведям и пингвинам.


Закрепление правильного произношения звука [м] в тексте.

 Выучи стихотворения.

— Можно мне? — Спросила мышка?
— Что ты?
Ты еще малышка.
(Г. Сатир)

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому – в платок,
Кому – в мешок,
Кому – в лапочку.

Мяч летает полосатый.
В мяч играют медвежата.
«Можно мне?» - сказала мышка.
«Что ты, ты ещё малышка!»

Мячик прыгает цветной
Во дворе передо мной,
Этот мячик очень мил:
Стёкол он еще не бил!
(Г. Виеру)

Бык мычит две буквы: - му!
- мяу! – кот сказал ему. –
Слышал? Значит, мы, коты,
Знаем больше букв, чем ты. (Б.Заходер)

Все котятки
Мыли лапки:
Вот так! Вот так!
Мыли ушки,
Мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так!    Мама Машу мыла мылом.
Маша морщилась и ныла…

Мёд в лесу медведь нашёл.
Мало мёду, много пчёл.

Март месяц, а метель, мороз.
Купили маме мы мимоз.

Мы за руки возьмёмся,
Мы маме улыбнёмся…

Мяу – мяу, спи, мой крошка.
Мяу-мяу, ляжем спать…

Мама нас ласкает, солнце согревает…

Медведю – лежебоке
Не лень лежать в берлоге
До будущей весны.
И видеть сны заветные – медовые, конфетные, малиновые сны!

Мы пойдём на носках,
Мы пойдём на пятках.
Мы идём, как все ребятки:
Раз-два, раз-два!
И как мишка косолапый:
Топ-топ, топ-топ.

Маленькие зайчики
Никогда не плачут.
Маленькие зайчики
По полянке скачут.
От лисы, от волка
Убегают ловко.
И за это мама
Им дает морковку.
Морковку да капусту
Вкусную-вкусную.
Сели, посидели,
Всю морковку съели.
Ушками послушали,
Кочерыжку скушали.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.
У нас живёт кошка Мурка. Наша Мурка маленькая. У Мурки красивые усы, пуши¬стый хвост. Лапки у неё мохнатые. А мордочка рыжая. Мурка ест сметану и сосиски. Она очень любит пить молоко. Мама специ¬ально для Мурки покупает его в магазине
— На, Мурка молоко.
— Мур-мур-мур, — благодарит кошка. Какая Мурка умная.

Бегемотик Мотя.
В жаркой Африке жил бегемотик Мотя. Мотя очень любил мыться. Он мыл мордочку с мылом. Животик мыл мочалкой. Мама любила Мотю.
Как звали бегемотика?
Что любил делать Мотя?
Чем он мыл свою мордочку?
Чем он мыл животик?
Кто любил Мотю?

В лесу.
Марина, Марк, Рома и Мила гуляют в лесу. Марина и Мила рвут малину. Марк и Рома собирают морошку. Мама сварит вкусные компоты и кисели.

Поэты.
Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:
- Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей…
- Малины! – заорал Миша.
- Да при чём здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
- Это тоже здорово! А теперь я сочиню…А про что?
- Ну, хотя бы про этот мухомор.
- Не ешьте белые макароны, а ешьте красные мухоморы.
- Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадёшь. Вот слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важнее, чем бойкий рыжий…
- Айболит! – заорал медвежонок.
- Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.
- Откуда ты так много знаешь?
- Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша.

Мила с мамой пошли в лес за грибами. Мила взяла боль¬шую корзину. «Мама, я хочу собрать много грибов», — сказа¬ла девочка. В лесу Мила искала грибы под каждым кусти¬ком, под каждым пеньком, заглядывала под листочки. Очень быстро корзина наполнилась грибами. Мила показала кор¬зинку маме, а там одни мухоморы. «Мила, это же несъедоб¬ные грибы. Их нельзя есть, а то в больницу попадешь. Не рас¬страивайся, Мила, я поделюсь с тобой своими грибами», —
сказала мама.

Игра «Будь внимательным».
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком МЬ, которые в нём встречаются.
У Милы мелки. Она нарисовала медведя, медузу, мяч, ме¬даль. У Милы получились красивые рисунки. Мила показала рисунки Теме. Он тоже решил что-нибудь нарисовать, взял мелок и вот перед нами комета. Молодцы, ребята!

Дифференциация звуков М — МЬ.

ма –мя                           му – мю                              мы – ми      
мя – ма                          мю – му                              ми - мы
ма – мя – ма                  му – мю – му                     мы – ми – мы
мя – ма – мя                  мю – му – мю                    ми – мы – ми

мал – мял                                       мама - мята
мот – мёд                                       моль - миля
мать – мять                                    зима - знамя
комод – камин                               кума - имя
маг – мягкий                                  мыс - тмин
мыло – мило                                  кумыс - камин
мала – мяла                                    ломать - замять
масло – мясо                                  мороз - минус

Повтори предложения.
Маленькая Мила любит мед. Мама Милы купила масло и мясо. Митя смотрит на камин. Маша несет знамя. Мама моет Милу мятным мылом. Мама замесила тесто. В саду у Маши растет мята. Мила слушает музыку. Мария — красивое имя. Марат играет в мяч. У Милы дома живет маленький котенок. В море плавают медузы. У Мани любимая игрушка — мишка. Зимой часто метет метель. Медведь ест малину. Макар несет мешок с мандаринами.

 Повтори чистоговорки.
Ма — мя — ма — я пишу сама.
Ми — мы — ми — мы читаем сами.
Му — мю — му — я иду к дому.
Мя — ма — мя — у тебя красивое имя.

 Повтори пословицы, поговорки.

Доброму и добрая память.
Миром и горы сдвинем.
Мало хотеть, надо уметь.

 Повтори скороговорки.
На мели мы налима поймали.

Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду, много пчел.

Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила,
Миле в глаз попало мыло.
— Что ты плачешь, наша Мила?
— Я выплакиваю мыло.

Митя был мал и мяту мял.

 Повтори загадки.
Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки. (Мышь)

Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут. (Метро)

Сам худ, а голова с пуд. (Молоток)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

 Игра «Доскажи фразу».
Взрослый просит ребенка закончить фразу подходящим по смыслу словом.
Конь ржет, а корова... (мычит). Собака лает, а кошка... (мяукает). Луна светит, а звезды... (мерцают).

 Игра «Составь предложения».
Взрослый предлагает ребенку составить предложения по следующим опорным словам:
Маша — мед.                                  Марк — мяч.
Мила — магазин.                            Мама — мясо.
Маня — домино.                             Мила — дом.


Буква М с двумя горбами,
Как верблюд – смотрите сами!

На что похожа буква М?

Сложить букву М из пальчиков.

Анализ слогов МА, АМ. Составление схем из кружочков. Составление слогов из разрезной азбуки. Письмо печатными буквами.