Семёнова Татьяна Геннадьевна учитель-логопед

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Звук Х

НАРУШЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ X и X'
Хитизм — отсутствие  или  искажение звука  (встречается  редко).  Парахитизм  — замена  звуками  К,  С,  Т,  (К',  С`,  Т').
Расположение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [X]
а) губы находятся в положении следу¬ющего за х гласного звука;
б) расстояние между резцами зависит от следующего за х гласного звука;
в) при сочетании х с гласными а, о, у, ы (твердый вариант звука) кончик язы¬ка опущен и слегка оттянут от нижних резцов, спинка языка, прилегая к мяг¬кому нёбу, оставляет по середине щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. При сочетании х с глас¬ными я, е, ё, ю, и (мягкий вариант зву¬ка) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы, спинка языка, прилегая к твердому нёбу, оставляет посередине щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;
г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;
д) голосовые связки раскрыты, голос не звучит;
е) воздух теплой струей мягко проходит через глотку.
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Х`.
Сходна  с  артикуляцией  звука К'  с  единственным  отличием:  средняя часть  спинки  языка  поднимается  к  средней  части  твердого  неба,  не  касаясь  его  и  образуя  вместо  смычки  щель,  по  которой  проходит  воздушная  струя.
Логопедический массаж
1. Массаж губ: поглаживание, спиралевидное растирание, растирание пилением, растягивание верхней/нижней губы, спиралевидное разминание, разминание надавливанием, вибрация.
2. Массаж языка: поглаживание языка от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика языка, пощипывание боковых краев и кончика языка, разминание надавливанием, вибрация поколачиванием.
3. Массаж мягкого нёба: продольное поглаживание, круговое растирание, поперечное растирание, разминание надавливанием, вибрация.
Артикуляционная гимнастика
 1. Для нижней челюсти: рот полуоткрыть — широко открыть закрыть, двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание, двигать челюстью вправо влево, открывать рот с сопротивлением.
2. Для губ и щек: растянуть губы при сжатых челюстях одновременно в стороны, вверх и вниз, обнажая зубы, затем их расслаблять; попеременно произносить [и] — [у], [и] — [о] (с голосом).
3.  Для языка: выполнить упражнения «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Горка», «Катушечка», покусывать язычок.
4. Для мягкого нёба: покашливать, позевывать, произносить гласные звуки на твердой атаке.
Постановка звука.
Обычно звук [X] легко вызывается по подражанию. Проследите, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть языка круто поднималась вверх, но не касалась нёба.
Механическим способом.
- Произносить звук [ф] или [с], нажать шпателем на переднюю часть языка и отодвинуты язык назад.
- Иногда  можно  получить  звук X  от  звука  К,  произносимого  в трудных случаях  звук  ставится  с  механической  помощью  (зонд,  шпатель,  палец)      от звука  С: СА-СА-СА  —  СЯ-СЯ-СЯ  —  ХЯ-ХЯ-ХЯ  —  ХА-ХА-ХА
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Х`.
1. Если  дефектны  оба  звука  X  и  Х`.  звук  ставится  механическим  способом  от  С  (СА-СА-СА),  звук  X'  (мягкий)  является  промежуточным  и  не  требует  специальной постановки.
2. Если дефектный  только  X'  (мягкий),  он  ставится  от  гласного  звука  И,  произносимого  шепотом,  с  придыханием  и  широкой,  утрированной  улыбкой.

Развитие фонематического слуха
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X]»:
х, п, м, х...; ха, хо, пу...; ах, ом, ух...; хлеб, молоко, батон, мох, ухо...
«Кто победил?»
Если услышишь звук Х, то закрась круг, если К, то треугольник, если Т, то квадрат.

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предме¬тов, в названии которых есть звук [X].

«Угадай, что это»

Взрослый произносит одно их звукоподражаний (га-га, ха-ха), а ребёнок должен показать картинку гусей или смеющегося человечка.

Обведи те картинки, в которых есть звук Х.

Покажи картинку, где звук Х в середине, в начале, в конце.

«Сигнальщики».
Услышишь звук Х – подними флажок.
Хрюша, хитрый, хвостик, хрюкает, хихикает, хороший, орехи, мухи.

Символ звука: детям весело, они смеются: хьхьхь...
 «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X']»:
хь, мь, пь, хь...; хя, хе, мя, пи...; апь, ахь...; хитрый, молоко, химия, машина, хирург.
Закрепление правильного произношения звука [X] в звукоподражаниях.
- Погреем ручки Вылепили снеговика. Руки замерзли. Погрейте их, подышите на ручки, чтобы они согрелись, вот так: «х-х-х...»  Скажите: «Дуй на ручки, произноси звук [X]».
2.  Попросите ребенка повторить его несколько раз на од¬ном выдохе.
3.  Покажите ребенку, как нужно это делать.
4.  Прочтите рифмовку:
Ох, как холодно зимой! Не хочу идти домой! Нужно ручки мне согреть. Подышать: «Х-Х-Х!» — И отогреть.
Игру повторите 2-3 раза.

- Предложите ребенку по¬кашлять, как старичок: «Х-х-х»; посмеяться; «Подуть теплым воздухом».

Ах! Как красиво!                Рубим дрова. – Ух! Ух! Ух!
Ох! Зубы болят!                  Разводим руками. – Ах!
Ух! Тяжело!                         Качаем головой. – Эх!
                                              Болит зуб. – Ох!
Надо маме печь топить
И обед нам всем варить.
Маму я свою люблю,
Я дрова ей наколю.
Ух! Ух! Ух!

С горки - Ух!
На горку - Ух!
Бух! Захватывает дух!

Подражайте вместе с ребенком шумам, производимым предметом при падении: бух или бах.

Договорить последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок — только последний звук в слове.
пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...

«Эхо».
Взрослый называет слово, а ребёнок повторяет только последний звук
(мех, пух, мох, вдох, выдох, воздух, петух, заглох, пастух, лопух)

Произнесите звук Х, а я договорю слово.
Х…вост, х…леб, х…вастун, х…ворост, х…обот, х…озяйка, х…омяк, х…орёк, х…алат, х…алва.
Закрепление правильного произношения звука [X] в слогах.
Произнесение слогов
ха                           ху                         ха-ха-фа
ха-ха                      ху- ху                   ха-ха-ма
ха-ха-ха                 ху- ху- ху
1. Прямые слоги:
а)ха-ха-ха-ха-ха         б) ха-хо-ху-хы
  хо-хо-хо-хо-хо              хо-ху-хы-ха
  хэ-хэ-хэ-хэ-хэ                ху-хы-ха-хо
  хы-хы-хы-хы-хы           хы-ха-хо-ху
«Пальчики здороваются», произнося ха-хо-ху-хы
 2. Обратные  слоги:
а) ах-ах-ах- ах-ах                     б)  ах-ох-ух-их
   ох-ох-ох-ох                                ух-их-ах-ох
   ух-ух-ух-ух                                ох-ух-их-ах
   ых-ых-ых-ых                              их-ах-ох-ух
   их-их-их-их-их                           их-ух-ох-ах
3. Со стечением согласных
хва-хво-хву-хвы                              ахва-охва-ухва-ыхва
хво-хву-хвы-хва                              охва-ухва-ыхва-ахва
хву-хвы-хва-хво                              ухва-ыхча-ахва-охва
хвы-хва-хво-хву                              ыхва-ахва-охва-ухва
вха-вхо-вху-вхы                              авх-овх-увх-ывх
вхо-вху-вхы-вха                              овх-увх-ывх-авх
вху-вхы-вха-вхо                              увх-ывх-авх-овх
вхы-вха-вхо-вху                              ывх-авх-овх-увх
(тохжехс согласными М, Н, Т).
хя-хе-хю-хи; ахь-охь-ухь-ихь...
а)хе-хе-хе-хе-хе      б)хя-хе-хю-хи   в) ха-хя     
хи-хи-хи-хи-хи          хе-хю-хи-хя        хо-хё
хи-хи-хи-хи-хи          хю-хи-хя-хе        хы-хи
хя-хя-хя-хя-хя            хи-хя-хе-хю       хэ-хе
«Не ошибись» повторение слогов за взрослым.
Хохотушки.
Жили-были две подружки Хохотушки, веселушки: «Хи-хи-хи да ха-ха-ха» —
Как увидят петуха!
Ха-ха-ха — испугали петуха.
Ха-ха-ха —  мы слышим петуха 
Ха-ха-ха — будет вкусная уха.
Ха-ха-ха  — будет  на  обед  уха, 
Ха-ха-ха  — очень  вкусная  уха, 
ху-ху-ху  —  на  обед  едим  уху,
ху-ху-ху  —  дайте черепаху
Ху-ху-ху — ели мы уху
Ха-ха-ха  —  дают  детям  петуха, 
ха-ха-ха  —  не  хотим  мы  петуха, 
аха-ха-ха  —  нам  не  надо  петуха, 
уху-ху-ху  —  дай  макуху  петуху, 
охо-хо-хо —  тихо  едет  тихоход.
Ох-ох-ох — зеленый мох.
Ах-ах-ах — рыбку держу в руках.
Ох-ох-ох — в саду растет горох.
Ух-ух-ух — бегает петух.
Ух-ух-ух – вот поёт петух
Ух-ух-ух – огонь потух
Ах-ах-ах – петух поёт в кустах
Ох-ох-ох – петух нашёл горох
Их-их-их — ветерок затих.
Их-их-их – нам не до них
Ех-ех-ех – весёлый смех
Ях-ях-ях – шишки на елях

Хи-хи-хи  —  в  Химках  ходят  петухи,
 хи-хи-хи  —  поют  в  кухне  петухи, 
хи-хи-хи  —  дайте  на  обед  ухи, 
хи-хи-хи  —  нет  ни  хека,  ни - ухи.
хи-хи-хи – раскричались петухи
хе-хе-хе – скачу на петухе

Сочини стих про петуха.
Ух! Ух! Ух! - вот поёт…
Ха-ха-ха - мы слышим…
Ах-ах-ах – петух поёт в …
Ох-ох-ох – петух нашёл…
Игра «Какое у Мани высокое крылечко»
Чему учится ребенок: четкому произнесению звука [X] в слогах.
Оснащение: игрушечный домик или его изображение; животные-игрушки или их изображения; строительный материал — кирпичики или кубики.
Ход игры: расскажите ребенку: «Дом куклы Мани стоит на горе. К нему ведут ступени». На столе разложены картинки с изображениями животных. В гости к кукле приходят разные звери, голосом изображающие усталость (хо-хо-хо, ох-ох-ох, ух-ух-ух, ах-ах-ах).
Закрепление правильного произношения звука [X] в словах.
Звук в начале слова:
хаос, хаки, хан, хата,  хапать,  хапуги, хатка, хаханьки, халат, халва, хала, хата,   характер                                           
хобот, хомут, ход, хомяк, ходить, хохот, ходоки, хохотать, ходка, хотеть, ходики,            хохотун, ходьба, хоккей,  хаять,  хоккейный,  холодильник, холод, хохолок, хор, холм                          
худой, худеть, худоба, хурма, хулиган, художник, хутор 

Звук в середине слова:                 
веха, пахать, уха, ахать, муха, папаха, вакханка, потеха, Михай, птаха, буханка, утеха, махать, помеха,  макуха, охапка, отдыхать, ехать,  черепаха, ежиха, слониха, сахар, сухарь, чепуха, неряха, пряха, портниха                             
Маховик, находить, находка, охота, охотник, поход, походка, тихо, походный, ухо,  охотник, уход, сухо, плохо                 
духи                 
пахучий   
                          
Звук в конце слова:
Ах, ух, бах, бух, мах, дух, пах, пух, птах, обух, мех, кудах-тах, монах, эх, хохма, ох            пых, мох, отдых, вдох, петух, выдох, конюх, подвох, потух, впопыхах, их, опух, смех, стих, пастух, орех, успех, лопух, запах, воздух  

Стечение согласных звуков в  и словах:
 
Хват, хватать, хватка, хвоя, хвойный, хвост, хвастун, хвощ, хворост, хвалить,    хвастать,
хмыкнуть, хмыкать, хмель, лохматый
хныкать, хна, хныканье, пухнуть, пахнуть, мохнатый, махнуть, отдохнуть, кухня
хлеб, хлопушка            
пахта, пихта, тахта, бухта, вахта, квохтать, пыхтеть, яхта
 
химия            хибара                духи                     стихи
Химки           хижина                монахи                пастухи
хина               химера                монахиня             рубахи
хихоньки       хирург               петухи                  пряхи
хихикать        хитрый              похитить              штрихи
химикаты      хищник              мухи                    страхи
хитон             хищение             мхи                      похищение
хилый                                        парикмахер

Договаривание  предложений  словами на  звук  X':
Катя  пишет  (сказки,  стихи).
На  утренней  заре  громко  поют  (соловей,  петух).
Перед  выходом  на  сцену  балерина  надевает  (туника,
пачка,  хитон).
Рыбаки  поймали  а  Тихом  океане много  (кит,  сельдь,
хек).
Катя  нюхает  (пион,  кофе,  духи).
В  комнате  летают  (комар,  муха).
Больному  малярией  дают  (аспирин,  хина).

Разделить эти слова на слоги. Назвать самое длинное и самое короткое слово:
хижина, хитрый, хирург, хищник, хек.

Дидактическое упражнение «Подбери слово по его началу».
Назвать первый звук в словах:
хит-... (-рый, -рость, -рец), хо-... (-бот, -ма, -лод), храб-... (-рость, -рец, -рый).
Выбрать из ряда слов те, которые рифмуются со словом храбрец. (Взрослый называет пару слов, а ребенок говорит, подходит это слово к слову храбрец или нет.)
молодец, весельчак, сорванец, плакса, хитрец, лодырь.

Стали дети украшать елку. Повесили много игрушек. Осталось повесить что? (Хлопушку.)
Пришел доктор к больному ребенку. Что он надел? (Халат.)» и т.д.

Образование множественного числа существительных на -ы, -и; глаголов и междометий: ах - ахали, ох - охали, ух - ухали, эх - эхали
«Доскажи словечко»
Это слон. Огромный рост,
С блюдо уха оба,
Впереди на морде хвост
Под названьем…..(хобот)

Кто на свете ходит в каменной рубахе? В каменной рубахе ходят…(черепахи)
Замени первый звук в слове на звук Х.
Салат, шмель, голод, полка, салоп, пан, сор, гор, год, Глеб, шрам, свалить, звать, гудеть, гриб.
Прочти и назови.
1. Тихон очень хотел, чтобы ему подарили ... .
2. И вот наконец они с папой поехали на Птичий рынок и купили …
3.  Этот ... был хорошенький зверёк с пушистым мехом.
4.  Тихон попробовал кормить сахаром, хлебом, халвой.
5.  Хлеб ... съел, а сахар и халву даже не попробовал.

1.   «Папа, я хочу подарить маме ... , — сказал Захар.— Дай мне денег».
2.   «... я сам маме подарю. А ты ей лучше нарисуй хорошую картинку.
Загадки:

Легкий, а не пух, Мягкий, а не мех, Белый, а не снег, Но оденет всех. (Хлопок)
Пушист, да не пух, и бел, да не снег, на поле растёт замечательный мех. (Хлопок)
Мягок, а не пух, Зелен, а не трава. (Мох)
С красным гребнем, Зерно клюет, Голосисто поет. (Петух)
Посадили зернышко, Выросло солнышко. (Подсолнух)
Не вкусно без соли, Не сытно без... (хлеба)
Что за дом со шнуром? Даже летом стужа в нем. (Холодильник).
Маленькие зверьки, жёлтенькие шубки. Чёрненькие глазки, остренькие зубки. (Хорьки)
Полон хлевец белых овец.(подушка)
Ходит, ходит, а в избу не заходит. (дверь)

Слаще мёда,
Легче пуха.
Отдохни! – всё шепчет в ухо
Тот, кто будет с ней дружить,
Будет очень плохо жить.(лень)

Голова на ножке, а в голове горошки. (горох)
Повернулось к солнцу золотое донце. (подсолнух)

Круглый, зрелый, загорелый попадался на зубок.  
Попадался на зубок,  расколоться всё не мог,
а попал под молоток, хрустнул раз — и треснул бок.(орех)

дед Мороз круглый год в белом домике живёт. То притихнет и молчит, то проснётся и ворчит. (холодильник)

Из ряда нарисованных предметов выбрать сначала те, в названии которых звук [X] стоит в начале, затем — в середине, а потом — в конце слова. Разделить все слова на слоги, найти самое длинное слово и самое короткое.

Самостоятельно подобрать слова со звуком [X], состоящие из одного, двух, трех, четырех слогов.
Упражнение  в  отгадывании  слов:

ААТХ   -  (хата)                   ПХДОО  —  (поход)
ООХБТ  —  (хобот)               ПТХЕУ  —  (петух)
ОДХ  —  (ход)                     ТАБУХ  —  (бухта)
ОИДТХ  —  (ходит)              НЯХКУ  —  (кухня)
ЙОЕККХ  —  (хоккей)           ТАХАВ  —  (вахта)
МЯКОХ  —  (хомяк)             ХЫДТО  —  (отдых)
ХОТОХ  —  (хохот)              АТХИП  —  (пихта)
ТАООХ  —  (охота)
«Составь слово из звуков»

Э,х,о   у,х,о   п,у,х
Дидактическое упражнение «Составь слово»:

хо-ло-диль-ни-ки; хо-мя-ки; му-хо-мор; хло-пуш-ки; па-ро-ход; хри-зан-те-мы, у-ха.
Закрепление правильного произношения звука [X] в подвижных играх
Игра «Зайка умывается»
Чему учится ребенок: выполнять действия в соответствии с текстом, договаривать выделенные в тексте слова, закрепляя правильное и четкое произношение звука [X].
Ход игры: прочтите потешку, выполняя вместе с ребенком действия в соответствии с текстом:
Белый зайка умывается,           (потираем одну ручку о другую)
Видно, в гости собирается,
Вытер носик, вымыл хвостик, (моем «лапкой» перечисляемые части тела)
Вымыл ухо, вытер сухо.
Игра «Хома делает зарядку»

Чему учится ребенок: имитировать все движения Хомы, о которых говорится в игре, повторять выделенные слова в тексте вместе с вами, закрепляя правильное и четкое произношение звука [X] в словах.
Ход игры: прочтите потешку, выполняя вместе с ребенком действия в соответствии с текстом:
Хома рано просыпается,
Чистит мех и умывается.
Ходит гордо он по хатке —
У Хомы ведь все в порядке.

Я топаю ногами: топ-топ-топ.
Я хлопаю руками: хлоп-хлоп-хлоп.
Я руки поднимаю, я руки опускаю,
На пояс их прижму и бегом побегу.

Закрепление правильного произношения звука [Х] в  словосочетаниях и предложениях.
Предложения составляются и произносятся по картинкам:
«У уха муха», «Муха у уха», «У мамы хомяк».
Хата – это дом. На халве муха. Мама надевает халат. Хала – это булка. Сахар и сухари в буфете. Портниха шьёт халат. Михаил играет в хоккей. В холодильнике холодно. Витя ходит на ходулях. Хорёк хотел поймать хохлатку. Пионеры ходили в поход. Охотник идёт на охоту. У ходиков хороший ход. Находка – это то, что находят. Папа у Михаила – художник. И Михаил хочет быть художником. Колхозники поехали на хутор. Витя ел хурму. Хурма растёт на юге. Мама сварила хорошую уху.
По двору ходит петух. У дерева сухой мох. У хорька хороший мех. Пастух пасёт скот на лугах. От тополя летит пух. У  хорошей хозяйки в комнате нет мух. Приятно вдыхать свежий воздух. На днях Архипу купили мех для пальто.
Сосна и ель – хвойные деревья. В сосновом лесу хорошо пахнет хвоёй. У петуха красивый хвост. Вову Хитяева похвалили: он помогал маме на кухне. В лесу много хвороста. Хорёк схватил цыплёнка. Михаил поехал отдыхать. Хозяйка готовит на кухне. У Пахома лохматый пёс. Возле уха вьётся мохнатый шмель. Хвастать нехорошо. Не надо хныкать и хмуриться.

Словосочетания (проговаривай ,спряжение в настоящем и будущем времени):
отдыхать  на  юге, худеть  в  походе
нюхать  пионы, пухнуть  от  выпитой  воды
ахать  от  удивления, ходить  в  походы
охать от  боли, ходить  на  охоту
ухать,  как  филин, махнуть  папахой

Согласование прилагательных и существительных: хороший…плохой…худой…хитрый…мохнатый…махровый…меховой…
холодный.
Крепкий, мягкое, красивый, меховая, морская, шёлковый, хитрый.

Образование притяжательных прилагательных: хвост лисы - лисий хвост, хвост медведя - медвежий хвост…

Я хочу (хлопать)…Мы хотим…Вы хотите… Они хотят… Я не хочу…
Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными: шуба из меха - меховая шуба, воротник, шапка, пальто, сапоги, рукавицы из меха…..; шапка, подушка, одеяло, куртка из пуха…..

Составление словосочетаний меховой, меховая, меховые; пуховый, пуховая, пуховые.

Договаривание  с  использованием  слов  со  звуком  X:
Витя  находит  хомяка  под  (пол,  крыша,  духовка).
На  обед  подают  (суп,  каша,  уха,  салат).
Михай  едет  на  (гимнастика,  плавание,  хоккей).
На  окне  отдыхает  (кот,  петух).
На  окне  сидит  (кот,  муха).
Охотник  едет  на  (гора,  охота,  водопад).
Олени едят…(мох)
На заборе сидит…(петух)
В бухту вошёл (пароход)
На болоте растёт (мох)
На грядках сеют (горох)
По утрам поёт (петух)
В воздухе летает тополиный (пух)
В квартире большая (кухня)
Дети перестали шуметь, стало (тихо)
Стадо пасёт (пастух).

Ахнуло эхо. Что ахнуло?
На грядках сеют горох. Что сеют на грядках?
Охотник поехал на охоту. Кто поехал на охоту?
Я ел ореховую халву. Что ты ел?
Я купил буханку хлеба. Что ты купил?
Михаил идёт в поход. Куда идёт Михаил?
Хозяйка готовит уху. Что готовит хозяйка?
Хитрая лиса охотится на петуха. Кто охотится на петуха?
 
Преобразование  деформированной  фразы:
хомяк  духовка  под  пыхтеть  —
хомяк  охота  выходить  на —
охота  охотник  отдых  для  — 
дети  хоккей  ходить  на  —
петух  пуху  нет  — 
гага  пух  у тонкий  —
медведь  мех  у густой —  
бегемот  хобот  у  нет  —
Михай  поход  находить  в  мох  — 
Палом  кухня  уха  готовить  в  —
Врачи   ходить   халаты   белые —

Исправление и воспроизведение предложений:
У кота длинный хобот;
На болоте растёт пух.

У кого длинный хвост (короткий, пушистый)? - у лисы длинный хвост
У кого пушистый (длинный, короткий) мех? - у белки пушистый мех
У кого нет меха? - у слона нет меха
Прочти и сосчитай.
1.  Михаил собирал орехи. С одной ветки он сорвал 5 орехов, а с другой 4 ореха. Михаил хотел сорвать ещё орех и уронил 3 ореха. Сколько орехов осталось у Михаила?

2.  Вот перед вами группы слов. Прочтите и скажите, сколько в каждой из них слов с буквой х и сколько слов без этой буквы:
а)  кот,  халат,  черепаха,  муха,  мука,  уха, петух,   рука,   сухари,   нога,   пастух,   барабан;
б)  сахар,  стакан,   хата,   холодильник,  эхо, вода, парта, карта, хорёк, сетка, ветка;
в)  теплоход, поход, народ, ухо, нос, дорога, хоккей, Тихон, Артём, Ахмет, смех.

3.  8 пешеходов переходили улицу. 5 пешеходов перешли. Загорелся красный свет — и остальные вернулись. Сколько пешеходов вернулось?

Хорёк – хищный зверь. Хитрая лиса поймала петуха. Хирург Хитров хорошо оперирует. Хина – это лекарство. Вова Хитяев хорошо бегает. В нашей парикмахерской работает парикмахер Хорьков. На опушке стоит хижина. Ваня Холодов читал книгу «Хижина дяди Тома».
 
Преобразование  деформированной  фразы:
Химки  Пахом  ехать  в  — 
дети  хата  хихикать  в  — 
духи  Нина  покупать  — 
мхи  едят  олени  — 
Пахом  выдох  петь  на  —

Пословицы, поговорки и скороговорки.
У страха глаза велики.
Хорошую речь хорошо и выслушать.
Хороший человек хорошо и работает.
Хорош ёрш в ухе, а лещ в пироге.
Хорошо сказал, хорошо и поехал.
Страх хуже смерти.
На словах тих, а на деле лих.
Вкусная халва – мастеру хвала.
Кабы этот смех – да на всех.
Каков уход, таков и доход.
Делано наспех – и сделано на смех.
Хлеб за брюхом не ходит.
Хорош заяц белый, а охотник смелый.
Есть еще порох в пороховницах.
Худого не хвали, а хорошего не корми.
Снег на полях – хлеб в закромах.
Хоть ноги длинные у смеха, но не доводят до успеха.
Хорошо того учить, кто хочет все знать.
Хороший товар сам себя хвалит.
Хлеб - всему голова.
Дед Михай надел малахай!
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
Пара птиц порхала-порхала да и выпорхнула.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу.
У мухи нет уха, нет уха у мухи.
Закрепление правильного произношения звука [X] в тексте
...X — на ножницы похожа... Хочешь — порешь, хочешь — шьешь, Хочешь — сам себя стрижешь...

Хрюшка мчится за трамваем Хвостик весело задрав...
А. Барто

Катя-Катя-Катюха.
Оседлала петуха.
Петух заржал,
На базар побежал.

Мы хотим идти в поход.
Нам помеха — тихоход.
Хвоей пахнет хвойный лес —
Запах хвои до небес.

Замяукали котята:
- Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!
А за ними и утята:
- Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!
Кошечки захрюкали:
- Хрю-хрю-хрю!
Уточки заквакали:
- Ква-ква-ква!
Курочки закрякали:
- Кря-кря-кря!
И кукушка на суку:
- не хочу кричать ку-ку,
Я собакою залаю:
- Гав-гав-гав!     К.Чуковский.

Не по тропе,
А около
Катилось О
И охало,
О – охало,
О – охало, Не по тропе, а около!

Хорёк ходил на ёлку к волку,
Унёс хлопушку  втихомолку.
Теперь хорёк своей  хлопушкой,
Зверей  пугает словно пушкой.

Хоккей – игра на льду зимой, но не играй на мостовой.

Ходит сон по хате
В сереньком халате.
А слониха — под окном
В сарафане голубом.
Ходят вместе они,
А ты, доченька, усни.

Ох, Ваня-простота,
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород.

История про муху.
На обед у нас уха —
Очень даже не плоха.
Прилетела муха,
Села мне на ухо.
Я поймал в ладошку муху
И поднес ладошку к уху.
М-м-м — гудит мне муха,
Поет песенки на ухо.

Мечты.
Ох, хочу я мухой стать,
чтоб по воздуху летать!
Ветерком хочу я стать,
чтоб быстрее всех летать!
Хочу по-птичьи песни петь,
Хочу я сто друзей иметь!


На улице две курицы
С петухом дерутся, девицы - красавицы
Смотрят и смеются:
«Ха-ха-ха, ха-ха-ха,
Как нам жалко петуха!»

Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живет —
Тебе хвостик отгрызет.

Холодно.
Сухой морозный воздух
Нос щиплет в январе.
Сегодня что-то мёрзнет
Хохлатка во дворе.
- Иди, погрейся в хату,
Хохлатка с петухом.
И в комнату хохлатку впускает дед Пахом.

Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.

И спросила Нина тихо:
- Разве плохо быть портнихой?

Сухари купил Захар,
Хоритон орехи взял,
Полкило халвы Зухра
Тёте Хильде принесла.

Хомяку сказал хорёк:
«Хвост твой узок, мой широк».

Мчится поезд
Чух-чух,чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.

Как надела сто рубах, захрустела на зубах (капуста).

На стене в углу мохнач,
Он охотник, он и ткач (паук).
На охоте
Шёл охотник на охоту,
увидал в кустах кого-то.
Он затвором щёлк да щёлк,
и на снимке вышел волк.
В. Викторов


Хороши цыплятки у Хохлатки!
Хохлатка квохчет, кудахчет:
— Ах, вы мои милые, не хворые, не хилые, хорошохонькие! Ах! Ах!

Хорю плохо.
Хмурый-хмурый хнычет Хорь —
на Хоря напала хворь.
Чахнуть стал и сохнуть.
Ни вздохнуть, ни охнуть!
На охоту Хорь в курятник ходил,
да хохлаток впопыхах разбудил.
 Да проснулся Петух, на Хоря сверху бух!
Хорь со страху еле ноги унёс.
Ох, и больно, и обидно до слёз!
И сидит он, и ворчит под ольхой:
— Нехороший   тот   курятник,   плохой!..
В. Суслов

Хотел  бы я  выучить  птичий язык.
Хотел бы я выучить птичий язык!
Хотел бы я птичьи заботы понять,
хотел бы их крики и споры унять,
хотел бы от хищников их охранять,
хотел бы их песни вовсю распевать!
 Я птицам сказал бы:
—  Спасибо вам, птицы, без вас, голосистых, крикливых, было бы очень тоскливо!  
Е. Карганова

Укусила кису муха,
И болит у кисы ухо!

Стоп, машина!
Тише ход!
На дороге пешеход.
Он дорогу переходит
По дорожке «Пешеход».
П. Макуха

...Хрюшка — розовое брюшко, На зарядку вышла хрюшка... В. Степанов

Хохлатка квохчет, кудахчет: «Ах, вы, мои милые! Не хворые, не хилые»...
Е. Благинина

...«X» все ходит, ходит, ходит — Места, что ли, не находит...
Е. Благинина

Ходики ходят — они на ходу,
Ходики станут — попали в беду.

...Ходит по лесу хорек, Хищный маленький зверек... С. Маршак

Грызёт белка орех,
А ребятам смех.

Пихты с виду кажутся
Злючками.
Лапы их покрыты
Колючками,
Да колючки-то незлые у пихты.
Можешь даже погладить их ты.    И.Токмакова.

Сухой морозный воздух
Нос щиплет в январе.
Сегодня что-то мерзнет
Хохлатка во дворе.
Иди погрейся в хату,
Хохлатка с петухом.
И в комнату хохлатку
Впускает дед Пахом.

Хомячок зимою, в холод лютый
Не хочет мерзнуть ни минуты.
Хитрец холодною порой
Храпит в хоромах под землей.

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свёклу, Ох!
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свёкла, Ох!
И суп овощной оказался неплох!

Для  него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок Вини Пух.

У каждого дела запах особы:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным,
Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак.

Тихо, тихо, тихо, тихо
Мы по комнате пройдем.
На диване тихо, тихо
Мы усядемся вдвоем.
Посидим с тобою тихо,
Может, час, а может, два.
Говорить мы будем тихо
Очень тихие слова.
За окошком тихо, тихо
Клен о чем-то шелестит.
Всюду тихо, тихо, тихо,
Потому что мама спит.
(В. Орлов)

Снег идёт.
Тихо, тихо снег идёт,
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд
Во дворе лопатой.

Петухи
Хи-хи-хи, хи-хи-хи,
На заборе петухи.
хи-хи-хи, хи-хи-хи,
Подрались вдруг петухи!
Ху-ху-ху, ху-ху-ху,
Клювы все у них в пуху!
Ха-ха-ха, ха-ха-ха,
Без хвостов два петуха!

Хомка-хомка-хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёки моет,
Шейку трёт.
Подметает хомка хатку
и выходит на зарядку.
1,2,3,4,5!
Хомка хочет сильным стать!

Стало тихо-тихо!
Спит в углу слониха.
Двое маленьких слонят
Спать давным-давно хотят!

Хочешь великаном стать?
На ходули надо встать.

Охи, ахи, хохот, смех –
Скоморохи выше всех.

Шёл по берегу петух,
Поскользнулся,
В речку – бух!
Будет знать петух,
Что впредь
Надо под ноги смотреть!

Он охотно пыль вдыхает, не болеет, не чихает. (пылесос)

Я дружу со всеми, караулю время.
Если хочешь, разбужу, а не надо — погожу. (часы)                            

Костя хлеб жуёт сухой. —
Ты бы ел его с ухой!

Мох — тот же мех. К чему меха?
Мне шубу сшил портной из мха.
Мягка, легка... Один лишь грех:
совсем не греет этот мех.
В. Лунин

Хи-хи - хи  — мама купит  мне  духи,
Кате  —  меха  для  дохи,
Папе  —  яхту  для  утехи,
Пете  —  пуха  для  потехи,
Охи,  ахи  —  нету  птахи,  нету  птахи  на  папахе.

Кате — меха для дохи.
Пете — яхту для утехи.
Поле — песню для потехи

Медвежье ухо.
Зайчихе заяц говорит:
—  Пропали мы, старуха:
в траве смотри-ка, что торчит.
— Что? Что?
— Медвежье ухо! Медведь!
Как выскочит сейчас! Как зарычит! Как схватит нас!..
—  Нет, нет, не так уж я проста,— Зайчиха отвечала,—
чтобы медведя от куста совсем не отличала...
Медвежье ухо — это куст. Я ем его! Ты слышишь хруст?
А. Шибаев

Спрячьтесь от ребенка и попросите его найти вас. Начиная искать, ребенок ходит и говорит:
Я хожу, хожу, хожу. Никого не нахожу.

Уха.
Вова ест уху. Уха вкусна. Вова хвалит уху. Ну и уха!

Охота.
Папа  - охотник. Папа идёт на охоту. В лесу папа: «БУХ-БУХ!» Папа убил лису.
Мухи.
На окне мухи. Много мух. Мухи: «З-з-з…». Мама махала, махала. Всех мух выгнала. Улетели мухи. Стало тихо.

Ухо.
У Сони ухо. Соня ходит и охает: «Ох! Ох! Ох!» Сильно болит ухо!

Кот-хапуга.
В хате нет никого. Тихо тикают ходики. По кухне ходит худой кот. Он находит окуня, нюхает находку. Кот-хапуга хватает находку в охапку и убегает.

Хрюша решил стать художником. Он нарисовал петуха, хомяка, муху, охотника, старика Хоттабыча. Кого нарисовал Хрюша? (перечислить, делая паузы между словами). Перепутал что-то Хрюша, торопился. Делано наспех-сделано насмех.
Стал Хрюша дальше заниматься,
Уже работал не спеша
И начал рисовать стараться.
Картина вышла хороша.
Составление рассказа по картине «Дети играют в хоккей».

Сказочка про хомячка Хому
Жил да был хомячок Хома. Был он маленький и очень смешной. Любил Хома смеяться. Пойдет Хома в лес, увидит мох на пеньке, и станет ему смешно. Засмеется Хома: „Ха-ха-ха!" Начнет Хома мастерить свое гнездышко, разбросает пух и начнет хихикать: „Хи-хи-хи!" Однажды темной ночью выглянул Хома из норки — темно, страшно. Испугался и громко крикнул: „ОХ-ОХ".

Это мальчик Харитон. Он мечтает стать хорошим хоккеистом. А ещё он любит халву, хурму, сухари, уху, орехи.

Поздняя осень. С полей убрали хлеба. Наступили холод. Небо хмурится. Трава в лесу высохла, пожухла, зеленеет только мох. На голых ветках нет листьев. Только хвоя на ёлках и соснах по-прежнему зеленела. Хрустит под ногами хворост. Охотники вышли на охоту. В их ружьях – сухой порох. Они охотятс