Семёнова Татьяна Геннадьевна учитель-логопед

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Звук О

Развитие артикуляционной моторики

Логопедический  массаж

1. Массаж губ: поглаживание, спиралевидное растирание, растирание пилением, растягивание верхней/нижней губы, спиралевидное разминание, разминание надавливанием, вибрация.

2. Массаж языка: поглаживание от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика, пощипывание боковых краев и кончика, разминание надавливанием, вибрация поколачиванием.

3. Массаж мягкого нёба: продольное поглаживание, круговое растирание, разминание надавливанием.

Артикуляционная гимнастика

1. Для нижней челюсти: двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание,

2. Для губ и щек: удерживать во рту вязкую жидкость (кисель), выполнять сосательные движения, имитировать полоскание зубов.

3. Для языка: выполняются упражнения «Часики», «Наказать непослушный язычок», «Почистим зубки», «Горка», «Катушечка».

4. Для мягкого нёба: показать, как кашляет бабушка, как нужно показывать горлышко врачу, как зевают.

Постановка звука [о]

1. По подражанию.

Проводится игра «Охают больные». Глубоко вдохнуть носом. Открыть рот, округлить губы, произвести выдох, произносить шепотом [о]. Воздух должен быть теплым.

2. Механическим способом.

Шпателем слегка надавить на кончик языка и отодвинуть его кзади, указательным и большим пальцами выдвинуть губы вперед. Механический способ постановки звуков используется в случаях, когда невозможно поставить звук по подражанию.

ЗВУК [О] (автоматизация)

Произнесение гласных звуков

1. Изолированное произнесение:

а__                                  о__

а___ а                             о__ о__

2. Произнесение сочетаний звуков:

а__ о__                            о__ а__        

3. «Ой, ушко болит!»

Ушко болит у Оли, она плачет! Возьмём её на ручки и споём песенку: «О-о-о-!»

4.     «Губки, как колёсико»

Показать машинку, рассмотреть её части. Определить форму колёс и воспроизвести губами.  

  

Произнесение звука [о] в звукоподражаниях.

   

1.      «Кто в гости пришёл?»

Картинки курочки и лошадки. Повернуть их лицом вниз, брать и звукоподражать. Спеть песенку громко и тихо.

 

2.     По кочкам, по кочкам - оп-оп,

На бугорочек - скок-скок,

В ямку - бух!

Поверхность гладкая и шершавая, выполнение действий по содержанию.

 

3.  Посмотрите, кисонька - беляночка наша заболела.

Заболела у кисоньки головушка:

  Ой! Ой! Ой!

  Заболела у кисоньки лапушка:

  Ой! Ой! Ой!

  Заболел у кисоньки хвостик:

  Ой! Ой! Ой!

 

4. Вышла курочка гулять, свежей травки поклевать

  А за ней - ребятки, жёлтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко,

Лапками гребите, зёрнышки ищите.

 

5.     «Кукла Маня».

Кукла Маня чай попьёт, а потом плясать пойдёт:

Оп-оп, оп-оп. Ножкой топ-топ-топ.

 

   6. Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая:

   Ножками топ-топ,

   Глазками оп-оп!

   Кто каши не ест,

   Молока не пьёт,

   Того забодаю, забодаю.

 

  7. «Ваня едет на лошадке»

  Вот лошадка стоит, копытом бьёт и говорит:

  «Ты садись поскорей, а я поеду побыстрей!»

  «НОООООО» протяжно и чётко.

 

  8. «Весёлые детки»

  Как у наших у ребят ножки весело стучат: «Топ-топ-топ».

  Мы народ удаленький, хоть и очень маленький.

  А устанут ножки, хлопаем в   

  ладошки: «Оп-оп-оп».

  Хлопаем стараемся. Вот как получается!

 

  9. Собираем овощи,

  Мама сварит щи, щи.

  Вот капуста, вот горох,

  Ох, ох, ох, ох!

 

  10. Игра «Сапожки».

  Папа в сапожищах:

  Топ-топ-топ!

  Мамочка в сапожках:

  Шлёп-шлёп.

  А я, детка, крошка,

  В маленьких сапожках

  Быстро по дорожке:

  Топ-топ-топ-топ!

 

ОП  ОТ  ОС  ОЦ  ОЩ  ОН  ОЩ  ОН  ОЗ  ОД  ОЧ

ВО  БО  ЦО  ХО  КО  ФО  МО  ЛО  ГО

 

Произнесение слов со звуком [о]

 Повторить слова:

овощ, ох, осень, окунь, Оля, оса, очи, она, сом, один, овал, овцы, сода, сова, ухо, дом, рот, лоб, облака, обруч, окно, горох, картошка, фасоль, укроп, помидоры, компот, торт, пирожные, пирог, мороженое, орех, осина, очаг, олень, очки, ольха, одежда, одеяло, отряд, окрошка, обезьяна, ворота, колобок, осадки, погода, охота, океан, озеро, обувь, олово, облако, огород, офицер, ошибка, озорник.

 

О-О-О – надеваю я пальто.

О-О-О –потерял мой гусь перо.

О-О-О – покатилось колесо.

 

Словно царскую корону,                             

Носит он свои рога  (олень).

                      

Много соседей, все рядом живут, 

А никогда не видятся (окна).


Стройный, быстрый,                                      

Рога ветвисты,                                                        

Пасётся весь день.                                               

Кто же это?...олень 


Два близнеца, два братца                                     

На нос верхом садятся (очки).


С молоком, а не коровушка,
Летает, а не скворушка (одуванчик).

Без окон, без дверей, полна горница людей (огурец)

 

Закрепление правильного произношения звука [о] в стихах и потешках.

 

А коток, коток, коток,

Котя - беленький лобок,

Взял у бабушки клубок

И запрятал в уголок.

А бабушка догнала и чупрок надрала.

 

- Ох, ох, ох! - разворчался горох. -

Ох, и трудно жить в стручке,

Если дверца на замке!

 

На [о] начинаются эти слова:

Озеро, осень, он и она.

Вам придумать не хитро

Свои слова со звуком [о].

 

Золотой и молодой за неделю стал седой.

А денёчка через два поседела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший ….одуванчик

 

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног

Вот и весь я ….осьминог

 

О – как в дереве дупло.

Вот на что похоже О…

 

Одуванчик! До чего ж

Ты на облачко похож.

 

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик…

 

 

Раз, два, три, четыре, пять -

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф-паф! Ой-ой-ой!

Убегает зайчик мой!

 

Осёл в кустах осу нашёл.

Надев очки, глядит осёл.

Кто это? Птица? Тигр? Лиса?

Осла ужалила оса.

 

Гордо блеяла овца:

«Я похожа на отца.

И горжусь, что мой отец

Молодец среди овец».

 

Чем меньше слов, тем больше дров.

 

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нём,

Хоть кругом и красота?

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой свалиться –

Два могучие крыла у хозяина….орла

 

…Очень тихий ёжик…

Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек…

 

Около кола – колокола.

И на колах колакола.

Закрепление правильного произношения звука [о] в текстах.

 

          "Оля и осы"

    Сидела Оля около таза, в котором мама варила варенье. Вдруг прилетели осы. Оля  закричала: « О-О-Ой! Осы!» Мама пришла, помахала полотенцем, и все осы улетели. «Не сиди ,Оля ,   около              варенья!» - сказала мама.

 

     Ослиный огород.

    Решил осёл огород завести. Посадил огурцы. Сел и ждёт, когда они вырастут. А ему говорят:

-    - Огород-то поливать надо!

     Взял осёл ведро и давай бегом воду из колодца носить.

     Носил, носил, устал, сел отдохнуть. А рядом кот на солнышке грелся.

    - Чего ты мучаешься? – говорит. – Посади свой огород в овраге, там всегда мокро! Поливать не надо.

     Обрадовался осёл, повыдёргивал всю огуречную рассаду и посадил её в овраге. А ночью пошёл      дождь, вся вода в овраг стекла и смыла весь огород.

     Утром пришёл осёл.

     - Так я и знал! Воры всё съели. Надо охранять.

     Опять посадил огурцы. Сделал вокруг ограду и сел охранять. Только сел, откуда ни возьмись овцы   с козами лезут.

     - Вон из моего огорода! – заорал осёл и давай гонять их по грядкам.

     Пока гонял, все огурцы потоптал.

     - И зачем они мне нужны, эти огурцы? – рассердился осёл. – Всё равно я их не ем…Одни хлопоты   да огорчения с ними.

     И полез из оврага на чужом поле овёс воровать.

 

    Помощь оленям.

Прошла осень. Наступили холода. Трудно зимой оленям. Люди помогают им. Они  носят им соль, сушат сено. Вот Олег пошёл в лес. За Олегом бежит собака Огонёк. Олег увидел следы оленей. Собака Огонёк взяла след. Олег пошёл за Огоньком. Вот он увидел стадо оленей. Олег принёс им соль.

 

    Покормим белок.

Оксана и Ольга живут около рощи. Там много белок. Олег Петрович сделал для белок столик. Ольга принесла им орехи, а Оксана корочки хлеба и рябину. Белка стала объедать ягодки. Ольга и Оксана рады.