Семёнова Татьяна Геннадьевна учитель-логопед

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

звук А

Постановка звука [а]

Проводится игра «Погреем ладошки».

ЗВУК [А] (автоматизация)

Произнесение изолированного звука

1. Проводится игра «Погреем ладошки».

2. Выполняется упражнение «Аня плачет».

 Логопед спрашивает: «Как Аня плачет?» Ребенок отвечает: «Аня плачет: "Аа-аа-ааа...”», произнося звук тихо — громко.

3. «Кукла и куколка»

Произносить звук низким и высоким голосом.

У нас сегодня в доме суета весь день.

Плачут все кому не лень. Почему? Отчего?

Ах, спросить бы у кого! Я б спросила, да опять не будут куклы отвечать.

Будут ротик открывать и кричать, кричать кричать: «АААААААА, аааааааааа!»

4. Выполняется упражнение «Аля хочет спать».

Логопед говорит: «Покачай Алю». Ребенок выполняет инструкцию: «Спи Аля: "Аа-аа-ааа...”».

5. «Капризуля куколка»

Цель: учить произносить звук внятно, напевно. Развивать тембр голоса.

Кукла сегодня целый день капризничает и не хочет спать. Покачайте куклу, произнося: «а-а-а». почему она не хочет спать? Она маленькая и ей самой не заснуть, надо её качать. Давай по очереди качать и петь песенку.

 

Произнесение звука [а] в звукоподражаниях.

1.     «Где меня найти?»

Кукла плачет: «А-а-а»,

Упала чашка - «Ах!»

Уколол палец - «Ай!»

2.     «Танечка и Ванечка»

Танечка и Ванечка по лесу идут.

Танечка и Ванечка мамочку зовут: «Мамочка, ау-ау, слышишь, я тебя зову!»

3.     «Маня прыгает по дорожке»

Маня важно так шагает. Далеко? Сама не знает.

По дорожке: «Топ-топ», через кочки - ап.

 (указательным и средним пальцем по столу)

 

Напоили мишку чаем,

А теперь его качаем,

Бай-бай-бай!

Спать пора, засыпай.

 

К нам собачка пришла.

Умная собачка

С детками играет,

Очень громко лает:

«Ав-ав-ав!»

 

Ваня к Мане идёт

И тихонечко поёт:

«А-а-а, а-а-а!»

Позабыл он все слова.

Песню Жучка услыхала,

К деткам быстро подбежала:

«Ав-ав-ав!

Дальше вместе мы пойдём,

Скоро Маню мы найдём.

Песню вместе ей споём».

 

Мы в лес пойдем,
Грибов наберем,
Папу громко позовем:
"Ау, ау, ау!"
Никто не откликается,
Лишь эхо отзывается,
Тихо: "Ау, ау, ау!"
(бабу, маму, деду)

АЛ  АМ  АН  АР  АГ  АС  АВ  АЧ

 

Произнесение слов со звуком [а]

1. На столе у логопеда три куклы. Логопед называет каждую из них: «Это Аня. Это Аля. Это Маня». Ребенок должен повторить имена кукол.

2. «Весёлый флажок»

В руку я флажок возьму - так, так, так.

И его я подниму - так, так, так.

С ним я смело зашагаю - так, так, вот так.

Буду я флажком махать, громко песни распевать:

«Там, там, там, там

Очень весело всем нам»

 

Аист, астра, акробат,

Арка, Африка, Арбат.

Назовите, детвора, свои слова со звуком [а]

 

Август, арбуз, артист, арфа, май, дал, шар, ура, рай, бак, два, бар, лай, сад, шаг, маг, альт, авто, арба, арык, аквариум, акваланг, автобус, астроном, абрикос, альбом, апрель, ананас, аншлаг, актёр, август, акула, алмаз, арена, атлас, аллея, астра, алфавит, азбука, ангина, армия, алтын, амбар, аист, айва, адрес, аптека, акын, афиша, атаман, авария, акация, агроном, абажур, асбест.

 

Сам алый, сахарный.

Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)

 

Длинноногий, длинноногий, он живёт на крыше дома, и летает на охоту за лягушками к болоту. (аист)

 

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его…(арбуз)

 

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор…(Айболит)

 

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется всё…(алфавит)

 

«Чудесный мешочек».

Спрятать в мешок предметы со звуком [а], доставать, называть и выделять голосом звук.

 

Закрепление правильного произношения звука [а] в стихах и потешках.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно:

Папа, мама, баба, дед,

Ваня, Таня и обед.

 

Аист крылья расправляет,

Аист книгу раскрывает.

В книге – буквы и слова.

Аист видит букву А,

И,  надев очки на нос,

Он читает: АБ-РИ-КОС.

 

Акварелью для Алёны

Я арбуз нарисовал…

 

Аист ест большой арбуз-

С виду алый, а на вкус?

Он и сам не разберёт:

То ли сахар, то ли мёд.

 

Папа-аист на трубе

Мастерит гнездо себе.

Будет тёплым новый дом,

Мама-аист рада-

Пусть живётся в доме том

Дружно аистятам.

 

- А-А-А, - заплакала Алёнка.

- На, - сказала ей сестрёнка.

Алый цветик сорвала

И Алёнушке дала!

Та рада!

 

- Что везёшь, автомашина?

- Всё что есть на букву А:

Вот арбузы, апельсины,

Абрикосы и айва.

 

Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где-то.

 

Шёл баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто её возьмёт,

Тот и вон пойдёт.

 

На горе Арарат растёт крупный виноград.

 

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

- Топай правою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой, снова левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

Закрепление правильного произношения звука [а] в текстах.

 

Это -  Алик, а это -  Аня. Алик большой мальчик. Он решил пойти на улицу погулять. Аня совсем маленькая девочка. Она не умеет ходить, лежит в коляске и кричит: «А-а-а». Алик сказал: «Не кричи, мы пойдём гулять вместе». На улице Алик встретил своих друзей - Асю и Алю. Ане дети очень понравились, и она весело закричала: «А-а-а!»

 

1.     Кто из детей был большим? Назови его имя.

2.     А кто был маленьким?

3.     Как звали маленькую девочку?

4.     Как плакала Аня? Как веселилась Аня?

 

«Алёша».

Антон живёт в новом доме. У Антона есть друг Алёша. Алёша с сестрой Аллой ходят в школу. Алла часто читает книги Антону и Алёше. Антон любит рисовать. Он нарисовал Алёше аиста и акулу. Алла хвалит Антона.

 

«Агроном».

Александр Архипович – агроном. Он выращивает в саду вкусные абрикосы и айву. На полях он вырастил хорошую пшеницу. Все амбары полны зерном. На бахчах растут арбузы. Колхозники посадили астры на клумбах. Цветут и пахнут на аллеях акации. Все гордятся агрономом.