Семёнова Татьяна Геннадьевна учитель-логопед

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Звук К

ротовой
взрывной
заднеязычный
(задненебный) глухой
твердый
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА К
губы раскрыты, занимают нейтральное положение;
зубы разомкнуты:
кончик  языка  лежит  у  нижних  зубов,  не  касаясь  их,  передняя  и  средняя  часть  спинки  языка  опущены,  задняя  часть  поднята  и  упирается  в  мягкое  небо  (на  стыке твердого  и  мягкого  неба),  боковые  края  языка  слегка  касаются  задней  части  твердого  неба;
мягкое  небо  поднято,  прижато  к  задней  стенке  глотки  и  закрывает проход  в  носовую  полость;
голосовые  связки  не  напряжены,  разомкнуты,  не вибрируют  —  голос  не  образуется;
воздушная  струя  выходит  через  ротовую  полость,  взрывая  смычку  между  задней  частью  спинки языка  и мягким  небом,  выдох сильный.

АРТИКУЛЯЦИЯ  ЗВУКА  К'
Сходна  с  артикуляцией  твердого  звука  К  с  некоторыми
специфическими  особенностями:  углы  губ оттягиваются  назад; губы  прижимаются  к  резцам;
кончик  языка  приближается  к  нижним  резцам,  даже  упирается  в  них;
средняя  часть  спинки  языка  поднимается  и  касается  средней  части  твердого  неба. 
согласный
ротовой
взрывной
среднеязычный
(средненебный) х глухой
мягкий

Недостатки произношения звука [к]
1. Вместо к слышится просто краткий выдох или кашлеобразный звук, вызванный смыканием голосовых связок с последующим взрывом смычки. Язык участия в артикуляции не принимает.
Исправление: ставить звук заново.
2. к заменяется звуком х. Причина: язык неплотно прижимается к нёбу, оставляя щель, через которую с шумом проходит воздух.
Исправление:
а) дать возможность ребенку на тыльной поверхности кисти руки ощутить разницу между резким толчком воздуха при к и плавной струей при х;
б) если это не поможет, ставить заново механическим способом.
              3. Вместо к твердого слышится мягкое (кет место «кот»). Причина: язык смыкается не с задней, а со средней частью нёба. Эта артикуляция является правильной для ке, ки, где звук к смягчается под влиянием следующих гласных.
Исправление: показать перед зеркалом, что язык должен быть оттянут назад. С помощью шпателя, пальца или зонда нажать на спинку языка и отодвинуть язык назад настолько, насколько это окажется необходимым для получения твердого к. Показать ребенку, на какую глубину он должен вводить в рот свой палец (две фаланги).
               4. Слышится глубокое, горловое к, свойственное некоторым восточным языкам. Причина: язык смыкается своей корневой частью с нижним краем мягкого нёба и с задней стенкой глотки. Недостаток носит устойчивый характер и возникает обычно потому, что педагог или сам ребенок слишком глубоко нажимают на спинку языка при постановке звука.
Исправление: ставить звук заново, исходя из слога та и нажимая на язык несколько менее глубоко, чем требуется для твердого к (чтобы ребенок вновь не сбился на горловое произношение звука).
5. После звука к в обратном слоге и в сочетании с другими согласными слышится призвук э (ы). Обычно этот недостаток соответствует аналогичному дефекту произношения звуков п и т.
Исправление:
а) проверить произношение звуков п и т, если оно страдает аналогичным дефектом, прежде всего исправить эти звуки;
б) устранить недостаток произношения звука к путем сопоставления со звуком п или т (ап-ак, ат-ак). Приложить руку ребенка к гортани и показать, что после произнесения звука к она не должна вибрировать. Временно преувеличить силу выдоха после взрыва, дав ее ощутить на тыльной поверхности ладони (или на полоске бумаги, поднесенной ко рту).
               6. Вместо к получается г. Причина: в работу включаются голосовые связки. Обычно подобное озвончение звука к соответствует аналогичному дефекту произношения звуков п и т.
            Исправление:
а) проверить произношение звуков п и т, если они озвончаются, прежде всего исправить эти звуки;
б) устранить озвончение к путем сопоставления со звуками п и т (па-ка, та-ка, апа-ака, ап-ак). Обратить внимание ребенка на то, что в момент смычки и взрыва гортань не должна вибрировать (приложить руку к гортани). Временно преувеличить силу выдоха после взрыва.
7. Произношение к, особенно в обратном слоге, напоминает звук, слышимый при откупоривании бутылки. Причина состоит в том, что, как и при аналогичном недостатке произношения звуков п и т, одновременно со смычкой языка и нёба смыкаются и голосовые связки (без вибрации). Взрыв производится за счет воздуха, находящегося в полости рта и глотки.
 Исправление:
а) проверить произношение звуков п и т и исправить его (если необходимо);
б) сопоставлять произношение всех трех звуков (п — т — к; an — ат —ак).
Во избежание возврата к дефектному произношению следует в течение некоторого времени требовать от ребенка, чтобы он произносил звук к с некоторым придыханием.
Наблюдаются два варианта каппацизма.
1. Язык опущен, звук выпадает совсем или заменяется еле уловимым щелканием голосовых связок (ош-а поймала мыш'у; y'yui'a у'ует в лесу; у си о'очут).
2. Смычка происходит в передней части рта между кончиком языка и верхними зубами, звуки становятся переднеязычными:
к-т, г-д (тошта поймала мышту; тутушта тутует в лесу, дуси додочут).
Постановка звука [к]
Если у ребенка высокое готическое нёбо, то устранение недостатков произношения звука [к] практически невозможно. В этом случае не следует тормозить развитие глоточной артикуляции звука.
1. По подражанию.
Логопед показывает и объясняет ребенку артикуляционный уклад (подогнуть язычок, как кулачок). Логопед четко, с напряжением произносит звук к и обращает внимание ребенка на ощущение толчка воздуха при произнесении на тыльной стороне руки и на артикуляцию звука.
2. Механическим способом.
1-й способ. Ребенок должен произносить слог [та] шпателем слегка надавить на кончик языка, затем отодвинуть язык кзади. Та-тя-кя-ка.
2-й способ. Постановка К на вдохе. Беззвучная или шепотная имитация храпа (следить, чтобы не появился горловой звук Р). Похрапеть можно с переливами в свое удовольствие. Как правило, после упражнения слышится звук, похожий на К. Затем произносят КА на вдохе, и наконец, КА на выдохе.
3-й способ. Путём озвончения звука [х]. Необходимо обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука к ощущается толчок воздуха, а при произнесении звука [х]— длительная воздушная струя.
Развитие фонематического слуха
Петушки ходили -  во дворе наследили. На что это похоже? (буква К)
Выложите из палочек букву К.
Как говорит курочка? – Ко-ко. Поймайте слог КО (хлопнуть в ладоши):

КО, ка, ке, та, па, КО, то, ло. ка, КО, да, гу, КО, и т. д.
КА-ТА-КА-ПА-ТА-ГА-КА.

Найди предметы, названия которых начинаются со звука [к], и обведи их.

Выделение К в начале, конце слов.
Два цыплёнка запищали – отыскали букву К,
Есть слова где К в начале, есть слова, где К – в конце.
Найдём, где спрятался К в словах. Нам помогут дорожки с игрушками.
Слова: курица, утёнок, гусёнок, индюк.

Развитие артикуляционной моторики
Логопедический массаж
1. Массаж губ: поглаживание, спиралевидное растирание, растирание пилением, растягивание верхней/нижней губы, спиралевидное разминание, разминание надавливанием, вибрация.
2. Массаж языка: поглаживание языка от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика языка, пощипывание боковых краев и кончика языка, разминание надавливанием, вибрация поколачиванием.
Артикуляционная гимнастика
 1. Для нижней челюсти: двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, произвольно двигать челюстью вправо влево.
2. Для губ и щек: надувать обе щеки одновременно; надувать щеки попеременно («катать» воздух из одной щеки в другую); придавливать кусочек бумажки языком к верхним резцам, затем сплевывать ее.
3.  Для языка: выполнить упражнения «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Горка», «Катушечка».
4. Для мягкого нёба: покашливать, позевывать, произносить гласные звуки на твердой, затем мягкой атаке.
Упражнения на дыхание
1. Выполнить комплекс парадоксальной дыхательной гимнастики по Стрельниковой.
2. Вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (пф! пф! пф!); рот широко открыть, высунуть язык, вдохнуть и выдохнуть ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака); вдохнуть через нос, толчкообразно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

Закрепление правильного произношения звука [к] в звукоподражаниях
.

«Непослушный язычок»
Непослушный язычок,
В домике он прыг да скок.
В потолочек он стучит,
Шалит, Ваню веселит!
(язычок стучал тихо К-К-К)

«Как курица зовет цыплят?» Ребенок отвечает: «Ко-ко-ко».
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не ходите далеко!

Две кукушки на суку
Всё поют:
- Ку-ку! Ку-ку!

Петух взлетает на забор и кричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Ворона на ветке каркает: «Кар-кар-кар!»
«Как квакает лягушка?» — «Ква-ква».
«Как крякает уточка?» - «Кря-кря»

«Дождик»
Капля раз, капля два,                   - медленно ударять указательным пальцем по                Капли медленно сперва -              ладошке,медленно проговаривать «кап-кап»
Кап-кап!
Стали капли поспевать,              - быстрые удары и быстрое проговаривание.
Капля каплю подгонять.
Кап-кап-кап-кап!
Зонтик поскорей раскроем.        - укрыться под зонтом.
От дождя себя укроем.

Дождь по листьям: - Кап-кап-кап! -
Разбудил лягушку.
А лягушка: - Ква-ква-ква! -
Позвала кукушку.
А кукушка: - Ку-ку! -
Закричала на суку.
Целый день по лесу:
- Кап-кап!
- Ква-ква!
- Ку-ку!

Знакомство с предлогом к.

Закрепление правильного произношения звука [к] в слогах.


ка                          пка                                    тка — тко — тку — ткы
ка—ка                  пка—пко                           мка — мко — мку — мкы
ка—ко—кы         пка—пко— пку                тка — тка — тка— мка

КА  КО  КУ  КЫ  КЭ  КЯ  КЁ  КЮ  КИ  КЕ
АК  ОК  УК  ЫК  ЭК  ЯК  ЁК  ЮК  ИК  ЕК
ква-кво-кву-квы                                     авк-овк-увк-ывк
кво-кву-квы-ква                                     овк-увк-ывк-авк
кву-квы-ква-кво                                     увк-ывк-авк-овк
квы-ква-кво-кву                                     ывк—авк-овк-увк

кна-кно-кну-кны                                    нка-нко-нку-нкы
кно-кну-кны-кна                                    нко-нку-нкы-нка
кну-кны-кна-кно                                    нку-нкы-нка-нко
кны-кна-кно-кну                                   нкы-нка-нко-нку

анк-онк-унк-ынк                                   акн-окн-укн-ыкн
онк-унк-ынк-анк                                   окн-укн-ыкн-акн
унк-ынк-анк-онк                                   укн-ыкн-акн-окн
ынк-анк-онк-унк                                   ыкн-акн-окн-укн х и х т.д.

кя-кя - кя-кя-кя                  кя-ке-кю-ки
ке-ке - ке-ке-ке                  ке-кю-ки-кя
кю-кю - кю-кю-кю            кю-ки-кя-ке
ки-ки - ки-ки-ки                ки-кя-ке-кю
ке-ке - ке-ке-ке                  ки-кю-ке-кя


Закрепление правильного произношения звука [к] в словах.


Повторить слова: 
В начале слова:
Кабан, кабина, кабинет, камин, канава, канат, камень, кашель, касса, кашне, калач, карман, капуста, каток, капля, каска, карта, каравай, камыш, канал, каша, картон, качать, кастрюля, катер, калина, каштан, карп, качели, карусель,
коса, коза,  ковбой, конец, кот, кон, конь, код, ком, кол, кофе, комната, Костя, Коля, копыто, космос, корень, компас, Ковров, корм, корова, корзина, комар, колба, колос, котёл, кобра, корона, колесо, колодец
куб, купать, куры, кулич, кухня, кувшин, кудри, кузнец, кухня, куст, куница, купить, кусок,
кнут, книга,
квас, квартира, квадрат, квакушка, квитанция
класс, клад, клоун, клин, клей, клён, клещ, клубок
крапива, кран, край, краб, крапива,  крупа, кружево, круг,  кровать, крот, кролик

В середине слова:
Мука, река, мышка, челка, белка, елка, дымка, юбка, ветка, палка, девочка, утка, собака, булка, рыбка, марка, река, доска
молоко, балкон, шоколад,
окунь, 
ткань, шкаф,
акробат, простокваша, окно, уксус, Москва, тыква, буква, букварь

В конце слова:
Мак, бак, лак, рак, русак, рысак, чердак, чудак, пиджак, вожак, завтрак, ишак, знак
бок, пирожок, сапожок, сок, совок, носок, щенок, песок, лесок, клубок, висок, лужок, урок, набок, грибок, дубок, телёнок, поросёнок, утёнок
сук, стук, паук, лук, жук, сундук, барсук, звук, бук, бамбук, внук, правнук
хомяк, маяк, моряк,
воск, волк, полк, обелиск,
столик, персик, домик, ослик, садик, бублик, ножик, рыжик, чижик, шиповник, подберёзовик
цветочек, чек, человек, дровосек, узбек, огонёк, василёк, мотылёк, ручеёк
шашлык, язык, клык, штык, башлык

С двумя звуками:
Каемка, кадка, какао, капкан, катушка, кукушка, ракушка, какой, каменщик, кашка, кошка, копейка, кокон, колокол, кукла, каучук, колпак, кубик, кулак, кубок, кулёк, кончик, клубок, клык, кнопка, сказка, корка, кочка, окошко, кузнечик, покупка, Курск, коньки, комок, каток, кофейник, коробка, крик, макака, кокос, паук, казак, крючок, козлёнок, ключик, коржик, кулик, козлик,  клюква, кряква,

Звук К`
В начале слова:
Кит, кинь, кино, кивать, кинжал, кисель, кисть, Ким,  Кира, Киев,  кипеть, кипарис, кирпич, кислый, кидать, кило, кит
кета, кеды, кедр, кефир, кенгуру, керосин, кефаль, кегли
 
В середине слова:
Накинь, перекинь, экипаж, вовеки, вопреки, маки, баки, ёлки, мелки, палки, маленький, сладкий, аленький, руки, очки, домики, садики, яблоки,
пакте, макет, ракета, брикет, бакен, вдалеке, налегке, поодиночке, кета

С двумя звуками: Кепки, кекс, керамика, кокетки, киски, кирки, киоски, килька,

Определите, в каком слове есть звук К.
кот - губы - каток;
гамак - муха - танк;
Галя - мука - вагон.

КА-КА-КА - наша речка широка.
КА-КА-КА - вот течёт река Ока
КА-КА-КА -есть улов у рыбака.
КА-КА-КА -вы не бойтесь паука.
КА-КА-КА -муха в сетке паука.
Ка, ка, ка, — бежит река
ка — ка — ка — просят молока
КО-КО-КО - течёт речка далеко.
КО-КО-КО - там рыбак недалеко.
КО-КО-КО - рыба ловится легко.
Ко, ко, ко, — вижу далеко
Ко, ко, ко, — не ходите далеко
ко — ко — ко — киска любит молоко
КЕ-КЕ-КЕ - купаемся в реке.
КЕ-КЕ-КЕ - ловит рыбу на Оке
ке — ке — ке — скоморох в колпаке
Ке—ке—ке х — х кепка х Кима х на х пеньке, х
Ке—ке—ке х — х кинем х кепку х мы х в х пакет. 
КИ-КИ-КИ - блины пекли.
КИ-КИ-КИ - помогите, рыбаки
КИ-КИ-КИ -притаились пауки
КИ-КИ-КИ -нам полезны пауки
ки — ки — ки — в банке пауки
Ки, ки, ки, — на улице быки
Ки-ки-ки х — х котик х любит х бублики, х
Ки—ки—ки х — ну-ка, х бублики х пеки! х
Ки—ки—ки х — х нет х у х котика х муки, х
Ни х воды х и х ни х муки х — х вот х и х бублики х пеки
КУ-КУ-КУ - нет удачи рыбаку.
КУ-КУ-КУ - вот подмога рыбаку
Ку, ку, ку, — кукушка на суку.
ку — ку — ку — сижу на суку
АК – АК – АК – вот какой гамак!
Ак, ак, ак, — белый мак
ак — ак — ак — красный лак
ОК – ОК – ОК – вот какой комок!
ок — ок — ок — высокий потолок
Ок, ок, ок, — сладкий сок
УК – УК – УК – обломился сук!
ук — ук — ук — страшный паук
Ук, ук, ук, — это круг
ик — ик — ик — пришел котик
ек — ек — ек — как много кошек
як — як — як — какой моряк
Ик, ик, — много пик
Эк, эк, эк, — быстрый бег
Ики, ики, — малыш, беги
Ака, ака, — бежит река
Око, око, — вижу далеко
Ки, кэ, ка, ко, ку, — филин на суку

Назови большие и маленькие предметы, выделяя звук К.

К кому бегут детки?
Перед детьми животные-мамы и их дети.

Назови овощи со звуком К.
(морковь, капуста, картошка, репка, брюква, свёкла)

Отгадай слово.
Индю…Вени…пау…Като…охотни…ботино…со…вено…тан…котёно…мА…утёно…гама…куби…
…Ом…от…они…оса…ак…окос
М,а,к;  к,о,т;  т,о,к;  к,т,о

Упражнения  с разрезной  азбукой  в  составлении  всех  возможных  вариантов  слов  из данных  букв:
ИКТ  —  (кит,  тик)
ИОККВ  —  (кивок,  ковки)
ИОНК  —  (кино,  инок,  кони)
МКАИ — (Аким, Мика,  маки,  Кима)
АЕМКТ —  (макет,  метка)
КПАИ  —  (кипа,  пика)
ПКТОИ  —  (топки,  копит)

Найди лишнее слово, определив место звука к.
Корова, клумба, крыса, мак;  рак, мак, каша, лук;  капуста, комар, рубашка, карусель.

Слушаем и кушаем.
Вика любит …Катя мечтает о …Коля с удовольствием ест…Кира никогда не откажется от…(ватрушки, молоко, конфеты, сосиски, сок и т.д.)

Образование именительного падежа множественного числа имен существительных:
Я вам буду бросать мяч и называть один предмет, а вы мне обратно бросите мяч и скажете про много таких предметов. Например: паук - пауки - много пауков.
Слова: кот, танк, конь, кит, утка, мак, кепка, нитка, конфета, канава.

Кто самый внимательный?
Ребята, у меня на столе лежат разные картинки. Кого я вызову, тот попросит у меня ту, в названии которой есть звук К, например: "Дайте мне мак".
Я спрошу: "Что я дала?" Вы ответите: "Вы мне дали мак".
Аналогично: танк, кнут, коньки, кубик, кухня.

Отгадай загадки.
Говорит не говорит, слышать не слышит, а всё знает и нам объясняет.(Книга)
Сено день и ночь жуёт. Много молока даёт. (Корова)
Посреди двора стоит копна - спереди вилы, сзади метла. (корова)
Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)
Не огонь, а жжётся. (Крапива)
Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)
Не зверь, не птица, а нос, как спица. (Комар)
Мохнатенькая, усатенькая, ест и пьёт, песенки поёт. (Кошка)
Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крылья собирает. (Курица)
Сам дней не знает, а другим указывает. (Календарь)
Хвост с узорами, сапоги со шпорами. Всех бужу, хоть часов не завожу. (Петух)
Тело перьями покрыто.Борода висит сердито. Хвост почти как у павлина, когти остры, ноги длинны.
-  Разгоню я всех вокруг. А зовут меня…(Индюк)
Кря-кря-кря – ищу червя! (Утка)
Мальчик с пальчик, шапка красная. (Подосиновик)
По деревьям скок, скок, а орешки щелк, щелк. (Белка)
Домик маленький, а жильцов много. (Коробок спичек)
Кто отправился в полёт, в клюве веточку несёт?(Птица)
На    ветке    сидит, своё   имя   кричит. (Птица)
Гладишь — ласкается, дразнишь — кусается. (Собака)
По   снегу   покатите — я подрасту. На  костре  согреете — я пропаду. (Снег)
Мчится   без   оглядки, лишь сверкают пятки. Мчится, что есть духу, хвост короче уха. Живо угадай-ка: кто же это? — ... .(Зайка)
Вверх-вниз, вверх-вниз! Качаться хочешь — на нас садись.(Качели)
Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, а возьмёшь — вода в руке. (Снежинка)
Всё движется вперёд, а он наоборот. Он может два часа подряд всё время пятиться назад. (Рак)
Отгадай, кто молча учит всех:  и взрослых и детей. (Книга)
Сделал дыру, вырыл нору, солнце сияет, а он и не знает. (Крот)

Добавь слово.
Коле купили…Вначале …жалобно мяукала. Коля налил…молока и позвал: «Кис-кис». …лакала молоко. После еды…умывалась лапкой и ласково мурлыкала.

Кира и Ким видели в зоопарке… . …прыгала по лужайке. На животе у …сумка. В сумке … носит своих кенгурят.

На клумбе около дома растут… - какие красивые…, говорит Клава. Она нарвала… и принесла его домой. Клава поставила синенькие… в вазу в своей комнате.

- Коля, что такое…? - … -это фигура, у которой все стороны одинаковы. - А как ты думаешь, что в нашей комнате имеет форму…? - Во-первых, …- это пол в нашей комнате.  - Во-вторых, наш маленький столик. Он тоже…Помогите Коле ещё найти в комнате то, что имеет форму….

Подскажи словечко.
Поздним летом в огород
Собирается   народ.
Зрел все лето урожай!
Что собрали?  Отгадай!
...Здесь весною было пусто.
Летом   выросла   ...   (КАПУСТА!).
Солнышко   светило,   чтоб
Ярче зеленел  ...  (УКРОП!).
Собираем мы в лукошко
Очень  крупную   ...   (КАРТОШКУ!).
От дождя земля намокла -
Вылезай,   толстушка   ...   (СВЁКЛА!).
Из земли - за чуб плутовку!
Тянем  сочную   ...   (МОРКОВКУ!).
Надо   поклониться   низко,
Чтобы  вытащить  ...   (РЕДИСКУ!).
Помогает деду внук -
Собирает с грядок ... (ЛУК!).
Просит  дедушка  Федюшку: -
Собери еще ... (ПЕТРУШКУ!).
Вот зелёный толстячок -
Крупный,   гладкий   ...   (КАБАЧОК!)
И   красавец-великан
Темно-синий   ...   (БАКЛАЖАН!).
Вот и все! Хоть и услали,
Урожай мы  весь собрали!

Закрепление правильного произношения звука [к] в словосочетаниях и
предложениях.

Составить и произнести предложения по картинкам:

Утром папа пьет кофе, У Коли камень, Около дома каток, Кукушка кукует: "Ку-ку, ку-ку!” Костя катается на коньках, Конь стучит копытом.
Катя пьет кофе. У Коли каникулы. Котик – кот, иди ко мне! Кукушка кукует: "Ку – ку - ку". У Кати колпак. На клумбе рос мак. Коля купил аквариум. Катя покупает клубок ниток. Костя купил какао. Кира идет в кино. У Кимы кеды. Клаве купили коньки. На клумбе маки Ким покупает кубики. На окошке – кошка, под окошком – клумба. Старик закинул леску в реку. Костя и Катя идут в клуб кинолюбителей.
У мамы мак. У мамы кокос. У папы сок. На суку оса. У мамы косы. У папы кони. У папы макака. На окнах пауки. У Коли новые кисти. Котик — кот, иди ко мне! Костя купил какао. Кира идет в кино. У Кимы кеды.
Старик закинул леску в реку.
Закончить предложения, добавив слова со звуками К и К`:
Кораблем управляет (капитан)
Катя упала в (канаву)
На клумбе цветут красные (маки)
В конюшне стоят (кони)
У Кати болит (бок)
Катя и Коля слепили (ком)
Кира пьет (кофе, какао)
У детей летние (каникулы)
Костя кладет брюки в (бок)
У Кати клюквенный (кисель)
Катя купила (коньки)
Коля купил (кепку)
Составь предложения.
Катя, идти, дом, к;  Коля, идти, дом, от.

Скороговорки.
-  Мука, не мука.
А нет муки - мука.
 В муку Клим луком кинул.
Колоти, Клим, в один клин!
 
Полкан толкал палку лапкой.
 
Колокол, колокол,
Кот на окне молоко лакал.
Коваль ковал коня,
Конь - копытом коваля,
Коваль - кнутом коня.
  
У редьки и репки корень крепкий.
 
Около кола
Бьют в колокола.

Котик ниток клубок
Укатил в уголок.
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.
Коваль ковал коня,
Конь – копытом Коваля,
Коваль – кнутом коня.
Клубок упал на пол. Кот катал клубок.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

У киски в миске сливки скисли.

У скалы, у сакли играют ласки в салки.

Лески в силках, силки- в лесках, В силках - ласки, в лесках - лиски.

У Капки - из липки палка,
На палке - липкая пакля.
Капали с палки капли,
Капали с пакли капли,
Капли  лапки  испачкали Капке.    У коровы короб корок.
 
Кириллу на рынке купили крынку.
 
Кто колпак переколпакует
И перевыколпакует?
 
Карл у Клары украл кораллы,
 Клара у Карла украла кларнет.
 
Турка курит трубку.
Курка клюёт крупку.
Не кури, турка, трубку!
Не клюй, курка, крупку!

Около кола - колокола,
И на колах - колокола.

Купи кипу пик!

Наша река широка, как Ока.

Около кола колокола.

У Кондрата куртка коротковата.

Покатил Костя в Кострому в гости.

Ткач ткет ткани на платки Тане.

Радуга-коромысло полукругом над рекой повисла.

Свинушки-старушки; волнушки - стрекушки; сыроежки – сладкоежки.
Клала Клара лук на полку,
Кликнула к себе Николу.
Кран обходится без рук,
Вместо рук у крана крюк.
На окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапкой кошка.

Пословицы и поговорки.
Коси коса, пока роса.
Кому пироги да пышки, а кому синяки и шишки.
Рабочие руки не знают скуки.
Как ни кинь – все клин.
Каков век, таков и человек.
Каков корм, таков и конь.
Кто любит науки, тот не знает скуки.

Закрепление правильного произношения звука [к] в тексте.

Сидит кукушка на суку
И говорит: Ку-ку, ку-ку!
Мяукнул кот:
Кто на суку?
Она в ответ: Ку-ку, ку-ку!
У всех кукушек на веку
Одно «ку-ку, ку-ку, ку-ку».
Вот конь кричит ей на скаку:
— Иди ко мне, ку-ку, ку-ку.
Она «ку-ку» ему в ответ.
Как видно, это значит «нет».

Воробей.
Воробей, чего ты ждёшь?
Крошек хлебных не клюёшь?
- Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
А. Тараскин

Стала жаба важно квакать:
- Ква-ква-ква, не надо плакать!
С. Маршак

Котик - кот, иди к доске,
Расскажи о колоске!
- Колосок, мои друзья,
Он усатенький, как я.

Вот сколько на К я сумею назвать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать…
Л. Куклин

Дождик.
Жождик, дождик, не шуми,
Кап-кап-кап…
Просят, просят малыши,
Кап-кап-кап…
Вот когда пойдём мы спать
Кап-кап-кап…
Застучишь тогда опять
Кап-кап-кап…


Капель.
У крыльца сосулька - кап-кап-кап!
Плачет горько - горько - кап-кап-кап.
Солнце светит ярко - кап-кап-кап,
Мне на солнце жарко - кап-кап-кап,
Я сейчас растаю - кап-кап-кап,
Ручейком я стану - кап-кап-кап!

Лягушки.
Чьи там крики у пруда?
Квасу, квасу нам сюда!
Ква-ква-квасу, простокваши,
Надоела нам вода.
И. Токмакова.

После стирки.
Я развесила бельё
Куклино и Мишкино,
Мама вешает моё
И ещё братишкино.

Молоток.
Тук, тук, молоток,
Забей гвоздиков пяток.
Тук, тук, тук, тук, тук,
И в подмётку и в каблук.
В. Лифшиц.

Течёт река издалека…
Течёт река…
Течёт река…
Как хорошо, когда река
И широка и глубока!
Б. Заходер.

Утята и котята.
Возле речки пять утят
В ряд на камешке сидят.
В воду пять утят глядят,
А купаться не хотят.
Из-за камня пять котят
За утятами следят.
Видно, пять котят хотят
Научить нырять утят.
Р. Бородулин.

Капли и цапли.
Капают, капают
На болото капли.
Бегают, бегают
По болоту цапли.
Капли хватают,
Никак не поймают.
Никак не поймают.
Отчего не знают.
Стукнет капля по воде
- Глядь, и нет её нигде.
Лишь болото и вода.
Капли, капли вы куда?
Горько плачут цапли:
- Утонули капли.
В. Лунин.

Кукушка.
Тихо в лесу.
Лишь в отдаленье
Птицы какой-то грустное пенье:
- Ку-ку! Ку-ку!
Это - кукушка кричит на опушке,
Сидя на высохшей дуба верхушке:
- Ку-ку! Ку-ку!
Пела б кукушка весёлые песни,
Если б  птенцы её
Были с ней вместе:
- Ку-ку! Ку-ку!
Мусса Джалиль.

Кот.
Вышел кот на улицу
И от снега жмурится:
 - Я тропинок не найду и заваленок.
Очень холодно коту жить без валенок!
Вдруг решил, что не продует
Зимним ветерком,
И пошёл, как на ходулях,
По забору прямиком.

Кукушка.
Живёт у нас в доме кукушка,
Кричит она звонко: ку-ку!
Как будто в лесу на опушке,
На самом высоком суку:
- Ку-ку! Ку-ку!
И даже хитрющая кошка
Не может кукушку поймать,
Она прокричит из окошка
И спрячется быстро опять:
- Ку-ку! Ку-ку!
Она не живёт на опушке -
В старинных часах её дом.
По этой весёлой кукушке
Мы время всегда узнаём.
- Ку-ку! Ку-ку!
С. Баранов.

Коленька хороший,
Коленька пригожий
На коня садился
Конь под ним бодрился.

Зайки за капусточку,
Мышки за корочку,
Детки за молочко.

Петушок, петушок!
Золотой гребешок,
Что ты рано встаёшь?
Деткам спать не даёшь?

Пошёл котик на Торжок,
Купил котик пирожок.
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу,
Я и Бореньке снесу.

Улов у Поликарпа-
Три карася, три карпа.
Л. Ульяницкая


Бабушка ищет:
- А гдеже калоша?
Как лодку, пускает
Калошу Алёша.
В. Викторов

Киска любит китекет,
Ничего вкуснее нет.

Кирочки, Кирюшки,
Девочки  и  мальчики!
Берегите  на  морозе
Носики  и  пальчики!
Варежки - на ручки,
Валенки -  на  ножки!
Мчатся санки и коньки
По ледяной дорожке!
Щёчки -  словно  яблочки,
На носу - снежинки,
Девочки  и  мальчики
Скачут,  как пружинки!   
Мы с подругой Катей
Ком большущий катим,
Из пушистого комка
Слепим мы снеговика.

Куда - куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло!