Семёнова Татьяна Геннадьевна учитель-логопед

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Обогащение и уточнение словарного запаса у детей с тяжёлыми нарушениями речи раннего возраста в процессе овладения конструктивными навыками.

 Под детским конструированием принято понимать практическую деятельность, направленную на получение определённого, заранее продуманного реального продукта, соответствующего его функциональному значению.   

Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, моделей из геометрической мозаики, конструирование из палочек, поделок из бумаги, картона и т.д.) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» отводит конструированию значительное место в работе с детьми, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.  При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения, но и обобщённые умения. Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединённых одним понятием: здания, мосты, транспорт и т.д. в каждой группе предметы имеют общие признаки. Общие признаки свидетельствуют о наличии одинаковых составных частей: в зданиях – фундамент, стены, окна, крыша, двери; в машинах – мотор, кабина, кузов, колёса и т.д. формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости  - зависимости конструкции от её практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления детей.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. Сооружая конструкцию (постройку), ребёнок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая её положение в пространстве, расположение частей.

 Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими мыслями, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом. В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать словом названия направлений (вверх, вниз, далеко, сзади, слева, справа и т.д.), овладевают и такими понятиями, как «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий». Также дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (кубик, брусок, пластина, кирпичик, и т.д.), геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник). Благодаря конструктивной деятельности развивается тонкая моторика пальцев рук, что тоже способствует развитию речи. 

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, упорство, самостоятельность, организованность. На занятиях дети приобретают первоначальные навыки работы в коллективе - умение договориться и работать дружно, не мешая друг другу.

Всё это свидетельствует об огромных потенциальных развивающих возможностях, которые содержатся в этой деятельности.

Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения.

Детей первой младшей группы прежде всего нужно знакомить со строительным материалом – кубиками, кирпичиками, трёхгранной призмой, пластиной, цилиндром, их формой, величиной, различным расположением на плоскости стола и разной устойчивостью в зависимости от положения. Учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание что-то строить самостоятельно. Учить пользоваться сюжетными игрушками, приучать детей убирать всё по местам.

Занятия по конструированию с детьми раннего возраста с диагнозом «Тяжёлое недоразвитие речи» (ТНР) имеют свою специфику и свои особенности. Они обусловлены возрастом детей и тяжёлым речевым нарушением, которое у них наблюдается.

Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращённой речи. Речь этих детей малопонятна, наблюдается недостаточная  речевая активность. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Это значит, что концентрировать внимание ребёнок может только на тех предметах, действиях, объектах, которые вызывают у него эмоциональный отзыв, неподдельный интерес. Очень затруднено и переключение внимания.

 При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают инструкции, элементы и последовательность заданий. Речезрительная память оказывается более сохранной и развитой. Поэтому при зрительном подкреплении дети запоминают материал легче. Память ребёнка третьего года жизни носит непроизвольный характер – он запоминает лишь то, что ему нравится. Исходя из этой особенности, а также учитывая специфику речевого нарушения, материал для конструктивной деятельности должен быть ярким, красивым, привлекающий внимание, чистым, удобным, разрешённым для игр детей.

У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом им овладевают. Мышление ребёнка третьего года жизни носит наглядно-действенный характер, появляется начало образного мышления. Ребёнок воспринимает мир всеми органами чувств, его восприятие носит целостный характер.

Так же детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

С учётом возрастных особенностей и диагноза детей строится и программа конструктивной деятельности. На первых занятиях учитель-логопед знакомит детей с деталями конструктора, обследуют их, выделяют особенности, свойства. В дальнейшем взрослый обеспечивает мотивацию, ставит игровую цель, даёт детям образец, рассказывая какие детали он берёт, куда поставит. И так, рассказывая, делает постройку и обыгрывает её. Потом предлагает детям построить и обыграть. Это будет воспроизведение постройки по показу. Более сложный вариант – постройка по слову взрослого. Как правило, тема постройки соответствует лексической теме на данный период. Это очень удобно, так как ещё раз закрепляется пройденный материал.

Дети усваивают некоторые технические приёмы работы со строительным материалом; накладывать четыре-пять кирпичиков или кубиков друг на друга, укладывать кирпичики в ряд большой плоскостью на столе, ставить кирпичики вертикально на меньшую плоскость, располагая  в ряд, по-разному размещать кирпичики, образуя простейшие перекрытия, учатся называть  свои элементарно выполненные постройки; учатся постройки не разрушать, аккуратно разбирать, понимать и выполнять такие словесные инструкции в одно-два действия как: положи, сними, поставь, разбери, принеси, уложи.

Воспитатель  в совместной деятельности всячески старается привлечь к конструктивной деятельности детей, закрепить умение строить уже знакомые постройки, дать возможность пофантазировать и усовершенствовать  их.

Учитывая особенности раннего возраста и специфику речевого дефекта, можно выделить несколько правил в работе по конструированию:

-постройки выполняются на виду у детей (даём чёткий образец)

- чётко ставится цель

-все действия сопровождаются подробным объяснением того, что делает взрослый

-инструкции повторяются чётко, внятно, многократно

- предлагаем только один объект, на котором ребёнок сконцентрирует внимание

- обязательно называем то, что получилось в результате постройки

- обыгрываем полученную постройку.

 

Литература.

1.     Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. Васильевой М.А.- Издательский дом воспитание  дошкольника, М., 2004.

2.     Лиштван З.В. Конструирование. - М., Просвещение ,1981.

3.    Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. - М., Просвещение, 1967.

4.     Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ под ред. Сакулиной Н.П.

5.   Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала. - Издательство Мозаика-Синтез, М., 2008.

6. Логопедия. / под ред. Л.С.Волковой. - М.,         Просвещение, 1989.

Категория: Мои статьи | Добавил: учитель-логопед (01.07.2011)
Просмотров: 1337 | Комментарии: 2 | Теги: ранний возраст, развитие речи, Конструирование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]